Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Северные порты - в резерве? - ЭиВ N 30 (517)
ТРАНСПОРТ
Северные порты - в резерве?
No. 30 (517) 09.08.2004
Борис УШАКОВ
По прогнозам, среднегодовые темпы роста российского экспорта в перспективе до 2010 года составят 3%, а импорта - 7% в год. В связи с этим предполагаемые отправки грузов по отечественным стальным магистралям к 2010 году, по сравнению с 2003-м, увеличатся на 15-35%, а отправки по Октябрьской и Северной железным дорогам - на 10,5-33,5%. Причем в отдаленной перспективе ожидается переключение части грузов с других направлений на российские северные морские порты: Мурманск, Витино и Архангельск



На Мурманском направлении грузопотоки с 2004 года уже растут благодаря заявкам на дополнительные перевозки от командования Северным флотом, от стивидоров на перевалку каменного угля порта Мурманск и ГУП `35-й судоремонтный завод` на прокачку через нефтебазу нефти.

Грузопотоки на порт Витино увеличатся из-за притока нефтеналивных грузов для ООО `Тангра-Ойл`. Кроме того, весомую долю загрузки дадут предприятия Мурманской области и Карелии. В целом на Мурманский железнодорожный узел в 2004 году направят на 6 млн тонн грузов больше, чем в 2003-м, или на 6-8 пар поездов. В 2010-2015 гг. намечается прирост нефтегрузов и угля, глинозема, апатитового концентрата и минудобрений до 40 млн тонн.

Порт Мурманск способен принимать флот водоизмещением до 150 тыс. тонн. Этим он привлекает нефтяников и угольщиков, которые в феврале 2004 года на совещании в правительстве области подтвердили готовность инвестировать в развитие портовых мощностей, в том числе новых комплексов на западном берегу Кольского залива.

Принимаемые сегодня на Октябрьской железной дороге меры позволят обеспечить пропуск вагонов, заявленных клиентами, лишь до 2005 года. А затем нужно принимать капиталоемкую программу реконструкции стальных магистралей.

В ОАО `РЖД` утверждают, что способны изыскать на эти цели не более 16,5 млрд руб. Остальные средства они надеются получить от крупных грузовладельцев и хозяев портовых комплексов. Первым шагом в этом направлении можно считать соглашение с ООО `Тангра-Ойл` об участии в реконструкции

(удлинении путей) на станции Белое Море и развитии Мурманского узла.

Руководство ОЖД намерено добиваться реконструкции станции Выходной, соединительного пути между ней и станцией Мурманск, а также сортировочного парка и грузового двора с привлечением средств портовиков, угольщиков и нефтяников. Опыт долевого участия и юридического оформления такого рода взаимоотношений у ОАО `РЖД` уже есть, после того как ОАО `ЛУКОЙЛ` вложило средства в развитие железнодорожных подходов к порту Высоцк.

Обширные планы модернизации инфраструктуры на подходе к порту Архангельск были обнародованы на июльском заседании морской коллегии в Архангельске. Их строят с учетом бизнес-предложений компании `Роснефть`, ЗАО `Татнефть-Архангельск`, `АРМ Нефтесервис` о транспортировке по Северной железной дороге в этом направлении до 12,5 млн тонн нефтепродуктов в год.

Сейчас портовики Архангельска привлекают к себе внимание едва ли не самыми низкими тарифами на погрузоразгрузочные работы среди портов СЗФО. К тому же там с сентября 2001 года развивается перевалка нефтепродуктов на Архангельской нефтебазе с дальнейшей их переотправкой на экспорт. Благодаря этому в 2002 году Северной железной дороге (СЖД) на Архангельском направлении удалось почти на 40% увеличить перевозки экспорта. А на дальнейшее развитие инфраструктуры СЖД средств не хватает. И дополнительные инвестиции в этом филиале ОАО `РЖД` ищут у грузоотправителей.

Подписан протокол о намерениях с администрацией Архангельской области и грузоотправителями о совместной деятельности на взаимовыгодных условиях по реконструкции двух участков стальных магистралей для увеличения пропуска нефтепродуктов в портах Архангельск и Северодвинск.

Однако успешной реализации инвестпроектов препятствует несовершенство законодательства, регламентирующего механизмы вложения и возврата инвестиционных ресурсов внешних инвесторов, имущественные взаимоотношения сторон, взаимную ответственность при реализации бизнес-планов.

Основным фактором, сдерживающим развитие грузоперевозок по Северному направлению, является недостаточная сбалансированность проектов развития портовиков, моряков и железнодорожников. На транспортных предприятиях не желают вкладывать инвестиций больше, чем соседи. К чему, например, строить дополнительные железнодорожные пути, если на нефтекомплексах, у стивидоров недостаточно мест на нефтеналивной эстакаде для ее перекачки в танки судов?

Стивидоры, в свою очередь, рассуждают так: зачем спешить тратиться на дополнительное оборудование, если флот к причалам нередко подходит не по расписанию, а железнодорожники запаздывают с подачей подвижного состава?

Подобная несогласованность ведет к тому, что в Таллине состав из 64 цистерн выгружают 9 часов, а в Мурманске - 37-39 часов. В результате, отправляя цистерны в страны Балтии, грузовладелец теряет на оплате железнодорожного тарифа, ставки которого ниже на порт Мурманск, но при этом выигрывает в оплате, связанной с непроизводительными простоями подвижного состава.

Кроме того, в российских северных портах нет систем подогрева топлива, что зимой приводит к снижению реальных провозных емкостей цистерн: к их стенкам прилипает до 10% углеводородного сырья, которое возвращается обратно на погрузку вместе с порожними цистернами.

В Архангельской области картина аналогичная: железнодорожники периодически жалуются, что на подъездных путях ОАО `Роснефть-Архангельскнефтепродукт` в 2004 году, по сравнению с 2003-м, увеличился средний простой цистерны. Правда, сейчас на Северной железной дороге готовы признать, что эффективность использования подвижного состава зависит от согласованных действий всех участников транспортного рынка.

Встает вопрос об оптимизации всей цепочки товаропотоков - от предприятий до портовых хозяйств и перевалочных узлов. Однако сейчас решение проблемы готовы искать не чиновники, ранее любившие рассуждать о пользе транспортной логистики, а сами перевозчики и предприниматели. Один из способов - создание аутсорсинговых управляющих компаний по сквозным перевозкам крупных грузопотоков. На первом этапе они могли бы контролировать движение транспортных средств, а на втором - вырабатывать решения по оптимизации издержек, связанных с их использованием.
Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru