Аудиторские компании подводят итоги первого полугодия, и, если верить цифрам, которые попадают в традиционные рейтинги, ситуация на рынке вполне позитивна. Лидеры и середняки определены, базовые показатели - совокупная выручка и выручка на одного специалиста - растут, громких скандалов не происходит
Однако ряд ведущих участников рынка не торопится с положительными оценками. Напротив, положение дел представляется `стабильно безрадостным`, а происходящие перемены, в том числе положительные, - не способными заметно изменить положение дел к лучшему.
Если суммировать комментарии, то вывод получается следующим: общий уровень рынка далеко не так высок, как кажется.
- Есть компании, которые в рейтингах находятся выше, но считать их конкурентами мы не можем, а есть и те, что находятся ниже, но являются сильными конкурентами, - пояснил нам директор Института проблем предпринимательства Владимир Романовский.
Действительно, среди аудиторско-консалтинговых фирм, значащихся в популярных рейтингах агентства `Эксперт РА` и газеты `Известия`, можно найти и такие, доходы которых вполне сопоставимы с выручкой аудиторов крупнейших мировых компаний, представителей так называемой большой четверки. Вопрос, какие ноу-хау обеспечили столь стремительный взлет, остается открытым. Вот почему профессиональное сообщество склонно рассматривать существующую систему оценки участников рынка как информацию к размышлению, а не как объективные данные.
- Позиция фирмы в рейтинге определяется, прежде всего, объемом выручки. Многие российские компании, таким образом, имеют возможность заниматься надувательством, просто проводя деньги через свой счет и накручивая показатели. И среди тех, кто значится в федеральном рейтинге, многие заняли высокие места за счет некорректной игры. Пока даже внутренние попытки профессионального сообщества сформировать объективные критерии для рейтинга особого успеха не имели, - объясняет заместитель директора фирмы `Аудит Санкт-Петербург` Дмитрий Желтяков.
На самом деле понять, что собой представляет та или иная компания, можно, лишь проанализировав достаточно большой объем информации. Мало знать размер доходов. Для адекватной оценки необходимы сведения о выполненных за рассматриваемый период работах, о клиентах, даже об условиях получения того или иного контракта. Таким образом, едва ли не базовым показателем реального уровня аудиторско-консалтинговой фирмы сегодня является ее информационная прозрачность. А этим могут похвастаться далеко не все.
Но даже если не брать в расчет проблему адекватной оценки, благополучным положение аудиторско-консалтингового рынка назвать трудно. С одной стороны, его называют вполне сложившимся, с другой - происходящие процессы делают эту стабильность достаточно иллюзорной.
- Наши клиенты растут и развиваются гораздо быстрее, нежели могут себе позволить аудиторские компании. Качественно успевать за клиентами сегодня очень сложно. Основная проблема аудита - это кадры. Все профессионалы пристроены, в большинстве случаев получить готового специалиста можно, только если он сам хочет сменить работу. Вузы своими силами эту задачу решить не могут, случается, что молодые дипломированные специалисты, получившие аттестат аудитора или юриста, не способны составить баланс. А привлечь для преподавания уже состоявшихся профессионалов вузам сложно по финансовым аспектам, - говорит Дмитрий Желтяков.
- Благополучной кадровую ситуацию среди аудиторов назвать трудно, поскольку сегодня прослеживается тенденция перехода квалифицированных специалистов на должности главных бухгалтеров, - комментирует председатель совета директоров консалтинговой группы О.С.В. Сергей Осутин. - И связано это, прежде всего, с более высокой оплатой труда.
Между тем в Москве циркулирует законопроект, подготовленный Минфином, который предусматривает с начала 2006 года отмену лицензирования аудиторской деятельности, взамен предполагается ввести обязательное членство компаний в так называемых саморегулируемых организациях, аккредитованных в Минфине, которые и займутся контролем качества аудита.
Такие перемены, по мнению многих, приведут лишь к дальнейшему размыванию профессиональной среды.
По словам Владимира Романовского, в этой сфере сегодня ничто, кроме профессиональной совести специалиста, не принуждает его работать хорошо, поэтому чем тверже и последовательнее будет государственное регулирование, тем лучше. `Работа профессионального сообщества в этом смысле - это контроль компаний за их конкурентами, и заменить работу власти конечно же она не может`, - убежден директор Института проблем предпринимательства.
О состоянии рынка и степени доверия, которое испытывают потенциальные клиенты к открытой информации о нем, говорит следующий факт: сегодня для большинства аудиторов главным источником пополнения клиентской базы служит сарафанное радио. Традиционные методы, такие как реклама и маркетинговая работа, по результативности явно уступают. Например, по оценке Сергея Осутина, рекомендации приносят 80% клиентуры.
Одновременно Петербург и Северо-Запад испытывают весьма серьезную экспансию московских фирм. `Есть и встречное движение - из Петербурга в столицу, причем в соотношении `цена - качество` преимущество за нами, - утверждает Дмитрий Желтяков. - Можно сказать, что концентрация умных профессиональных голов на квадратный километр в Петербурге выше, чем в Москве. При этом каждый заработанный рубль у нас дается большим потом и кровью. Как говорят адвокаты: `В Москве решают вопросы, а мы над ними работаем`.
|