Как следует из маркетингового исследования, проведенного Северо-Западной лизинговой ассоциацией, строительный комплекс в минувшем году стал основным двигателем лизингового дела. У 80% компаний, охваченных исследованием, предметом лизинга выступала дорожно-строительная техника, у 90% - строительная техника и оборудование. В этом году тенденция по всем признакам сохранится
Причина, как считают многие специалисты, в том, что в строительном комплексе накопилось достаточно проблем в плане обеспечения новой техникой, которые не решить в короткий срок. В 1990-1998 гг. строительные компании нового оборудования практически не покупали, использовали то, что досталось от советской эпохи. В результате к концу десятилетия техника выработала весь ресурс, особенно это было заметно по башенным кранам.
Строительный бум, который начался как раз в те годы, привел к значительному росту спроса на лизинговые услуги, дополнительным стимулом стали крупные проекты, начатые к 300-летию Петербурга, такие как кольцевая дорога, Ладожский вокзал, дамба.
Даже окончание торжеств и определенный спад, наметившийся в долевом строительстве, на лизинговых операциях не отражаются.
- Замедления темпов роста строительного рынка мы пока не ощутили, - говорит заместитель генерального директора компании `Глобус-Лизинг` Сергей Юдин. - Напротив, в 2004 году в этом секторе у нас появились крупные проекты свыше $1 млн.
- Есть международное правило: отдавать одному сегменту более 20% в портфеле компании - рискованно. В настоящее время, чтобы строители не превысили в нашем лизинговом портфеле этого уровня, поток клиентов приходится регулировать. Конечно, в первую очередь стараемся отсекать мелкие заказы - это особый, специфичный сектор, который для нас особого интереса не представляет. Для обслуживания таких клиентов сейчас появляются небольшие узкоспециализированные лизинговые фирмы, - поясняет коммерческий директор компании `Балтийский лизинг` Владимир Наймарк.
Действительно, последние годы стали временем активного приобщения к лизингу малого и среднего бизнеса. Если раньше бытовало небезосновательное мнение, что лизинговые компании стараются вести дела только с крупными клиентами, совершающими сделки на суммы от $50 тыс., то сейчас на рынке появляются все более гибкие предложения, рассчитанные на самый широкий спектр возможностей потребителей услуг. Северо-Западный регион в этом плане - пример вполне показательный.
Снижение минимального уровня лизинговой сделки идет постоянно. Уже появились фирмы, работающие в секторе микролизинга, - по проектам стоимостью менее $1 тыс. и с оборудованием любого возраста. При этом основные секторы разграничены достаточно четко, крупные и мелкие компании работают параллельно, не мешая друг другу.
Как говорит начальник отдела по работе с клиентами `Лизинговой компании `Санкт-Петербург` Елена Матяшова, возраст оборудования, приобретаемого по лизинговой схеме, не является решающим критерием и для крупных компаний. Главное - это ликвидность техники, которая служит обеспечением сделки. Соответственно, возможность выбора у тех, кто хотел бы воспользоваться лизингом, повышается.
По словам Сергея Юдина, отношение клиентов к лизингу меняется, хотя процесс этот шел достаточно медленно: преимущества лизинга были известны давно, но мешал определенный консерватизм, который есть в строительной сфере.
- Сегодня рынок лизинговых услуг насыщен, и в этом году мы ожидаем определенного замедления роста, который в последние два-три года был стопроцентным, - поясняет он. - Лояльность клиентов можно оценить как среднюю, хотя конкуренцию на рынке никак нельзя назвать жесткой. Тем не менее новой крупной компании, которая захочет выйти на петербургский рынок, придется, скорее всего, вступать в ценовую войну. Существующие предложения в целом снивелированы, ощущается нехватка дешевых и длинных денег со сроком погашения от трех лет. Лизингополучателям, которые претендуют на длинные деньги, мало иметь большие обороты, необходимо быть абсолютно прозрачными. Это приемлемо далеко не для всех строительных компаний.
В таких условиях предложение подстраивается под спрос, по возможности не выходя за общие установленные рынком рамки. Например, с 1 апреля 2004 года в Петербурге стартовала новая программа поставок дорожной техники, разработанная компаниями `Интерлизинг` и `Союзавто Современные Технологии Строительства`.
Принципиальное отличие нового продукта от действующих лизинговых схем в том, что в данном случае работа построена с учетом сезонного фактора, являющегося одним из основных в рабочих графиках дорожников. В отличие от стандартного лизинга, при котором платежи вносятся ежемесячно равными долями, в этом случае фирмы-клиенты рассчитываются в течение восьми месяцев в году - зима и начало весны, когда дорожные работы не ведутся и техника простаивает, из графика исключены.
- Сейчас в Юго-Восточной Азии заканчивается строительный бум, и оттуда уже поступает большое количество бывшей в употреблении строительной техники, - рассказал Владимир Наймарк. - Полагаю, это оживит рынок, тем более что, как показывает опыт, подъем в любой отрасли начинается с покупок качественного, но уже бывшего в употреблении оборудования. В строительстве сегодня происходит примерно то же самое, что было лет семь назад в сфере грузоперевозок. Тогда транспортные предприятия начинали только-только становиться на ноги и поначалу приобретали импортную, но уже отслужившую определенный срок технику. А сейчас уже могут позволить себе и новую. То же самое будет и со строителями.
В то же время поток техники из-за рубежа может стать дополнительным стимулом для развития международного лизинга. Примечательно, что для ведения лизинговой деятельности в России иностранные компании не обязаны не только создавать представительство или филиал, но даже и иметь зарубежную или российскую лизинговую лицензию - это требование было отменено в нашей стране с февраля 2002 года. Для проведения сделки достаточно просто заключить с российским предприятием договор лизинга.
- Если учесть, что лизинговое имущество по окончании договора может перейти в собственность российского предприятия, операция, связанная с ввозом имущества из-за рубежа, очень похожа на импорт с рассрочкой платежа. В этом случае оплату необходимо провести в жесткий срок, который определен для текущих валютных операций. Но при лизинговом договоре любой режим платежей не приведет к квалификации сделки как операции, связанной с движением капитала, и необходимости получать специальное разрешение органов валютного контроля, - говорит ведущий консультант компании Consulco International Group Михаил Соболев.
У иностранных лизингодателей есть и ряд других существенных преимуществ. Например, если у них нет обособленных подразделений в России, они избавлены от необходимости сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу о сделках, сумма которых превышает 600 тыс. руб. Все остальные компании в соответствии с законом о противодействии отмыванию преступных доходов обязаны делать это.
Российские лизинговые компании пока не опасаются зарубежной конкуренции. Примеров, когда отечественные фирмы получали оборудование по международной схеме, пока немного, и едва ли в ближайшее время их станет больше.
|