Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Строители оценили лизинг - ЭиВ N 29 (516)
СТРОИТЕЛЬСТВО, НЕДВИЖИМОСТЬ
Строители оценили лизинг
No. 29 (516) 02.08.2004
Юрий СЕРГЕЕВ
Интерес оказался взаимным
Как следует из маркетингового исследования, проведенного Северо-Западной лизинговой ассоциацией, строительный комплекс в минувшем году стал основным двигателем лизингового дела. У 80% компаний, охваченных исследованием, предметом лизинга выступала дорожно-строительная техника, у 90% - строительная техника и оборудование. В этом году тенденция по всем признакам сохранится



Причина, как считают многие специалисты, в том, что в строительном комплексе накопилось достаточно проблем в плане обеспечения новой техникой, которые не решить в короткий срок. В 1990-1998 гг. строительные компании нового оборудования практически не покупали, использовали то, что досталось от советской эпохи. В результате к концу десятилетия техника выработала весь ресурс, особенно это было заметно по башенным кранам.

Строительный бум, который начался как раз в те годы, привел к значительному росту спроса на лизинговые услуги, дополнительным стимулом стали крупные проекты, начатые к 300-летию Петербурга, такие как кольцевая дорога, Ладожский вокзал, дамба.

Даже окончание торжеств и определенный спад, наметившийся в долевом строительстве, на лизинговых операциях не отражаются.

- Замедления темпов роста строительного рынка мы пока не ощутили, - говорит заместитель генерального директора компании `Глобус-Лизинг` Сергей Юдин. - Напротив, в 2004 году в этом секторе у нас появились крупные проекты свыше $1 млн.

- Есть международное правило: отдавать одному сегменту более 20% в портфеле компании - рискованно. В настоящее время, чтобы строители не превысили в нашем лизинговом портфеле этого уровня, поток клиентов приходится регулировать. Конечно, в первую очередь стараемся отсекать мелкие заказы - это особый, специфичный сектор, который для нас особого интереса не представляет. Для обслуживания таких клиентов сейчас появляются небольшие узкоспециализированные лизинговые фирмы, - поясняет коммерческий директор компании `Балтийский лизинг` Владимир Наймарк.

Действительно, последние годы стали временем активного приобщения к лизингу малого и среднего бизнеса. Если раньше бытовало небезосновательное мнение, что лизинговые компании стараются вести дела только с крупными клиентами, совершающими сделки на суммы от $50 тыс., то сейчас на рынке появляются все более гибкие предложения, рассчитанные на самый широкий спектр возможностей потребителей услуг. Северо-Западный регион в этом плане - пример вполне показательный.

Снижение минимального уровня лизинговой сделки идет постоянно. Уже появились фирмы, работающие в секторе микролизинга, - по проектам стоимостью менее $1 тыс. и с оборудованием любого возраста. При этом основные секторы разграничены достаточно четко, крупные и мелкие компании работают параллельно, не мешая друг другу.

Как говорит начальник отдела по работе с клиентами `Лизинговой компании `Санкт-Петербург` Елена Матяшова, возраст оборудования, приобретаемого по лизинговой схеме, не является решающим критерием и для крупных компаний. Главное - это ликвидность техники, которая служит обеспечением сделки. Соответственно, возможность выбора у тех, кто хотел бы воспользоваться лизингом, повышается.

По словам Сергея Юдина, отношение клиентов к лизингу меняется, хотя процесс этот шел достаточно медленно: преимущества лизинга были известны давно, но мешал определенный консерватизм, который есть в строительной сфере.

- Сегодня рынок лизинговых услуг насыщен, и в этом году мы ожидаем определенного замедления роста, который в последние два-три года был стопроцентным, - поясняет он. - Лояльность клиентов можно оценить как среднюю, хотя конкуренцию на рынке никак нельзя назвать жесткой. Тем не менее новой крупной компании, которая захочет выйти на петербургский рынок, придется, скорее всего, вступать в ценовую войну. Существующие предложения в целом снивелированы, ощущается нехватка дешевых и длинных денег со сроком погашения от трех лет. Лизингополучателям, которые претендуют на длинные деньги, мало иметь большие обороты, необходимо быть абсолютно прозрачными. Это приемлемо далеко не для всех строительных компаний.

В таких условиях предложение подстраивается под спрос, по возможности не выходя за общие установленные рынком рамки. Например, с 1 апреля 2004 года в Петербурге стартовала новая программа поставок дорожной техники, разработанная компаниями `Интерлизинг` и `Союзавто Современные Технологии Строительства`.

Принципиальное отличие нового продукта от действующих лизинговых схем в том, что в данном случае работа построена с учетом сезонного фактора, являющегося одним из основных в рабочих графиках дорожников. В отличие от стандартного лизинга, при котором платежи вносятся ежемесячно равными долями, в этом случае фирмы-клиенты рассчитываются в течение восьми месяцев в году - зима и начало весны, когда дорожные работы не ведутся и техника простаивает, из графика исключены.

- Сейчас в Юго-Восточной Азии заканчивается строительный бум, и оттуда уже поступает большое количество бывшей в употреблении строительной техники, - рассказал Владимир Наймарк. - Полагаю, это оживит рынок, тем более что, как показывает опыт, подъем в любой отрасли начинается с покупок качественного, но уже бывшего в употреблении оборудования. В строительстве сегодня происходит примерно то же самое, что было лет семь назад в сфере грузоперевозок. Тогда транспортные предприятия начинали только-только становиться на ноги и поначалу приобретали импортную, но уже отслужившую определенный срок технику. А сейчас уже могут позволить себе и новую. То же самое будет и со строителями.

В то же время поток техники из-за рубежа может стать дополнительным стимулом для развития международного лизинга. Примечательно, что для ведения лизинговой деятельности в России иностранные компании не обязаны не только создавать представительство или филиал, но даже и иметь зарубежную или российскую лизинговую лицензию - это требование было отменено в нашей стране с февраля 2002 года. Для проведения сделки достаточно просто заключить с российским предприятием договор лизинга.

- Если учесть, что лизинговое имущество по окончании договора может перейти в собственность российского предприятия, операция, связанная с ввозом имущества из-за рубежа, очень похожа на импорт с рассрочкой платежа. В этом случае оплату необходимо провести в жесткий срок, который определен для текущих валютных операций. Но при лизинговом договоре любой режим платежей не приведет к квалификации сделки как операции, связанной с движением капитала, и необходимости получать специальное разрешение органов валютного контроля, - говорит ведущий консультант компании Consulco International Group Михаил Соболев.

У иностранных лизингодателей есть и ряд других существенных преимуществ. Например, если у них нет обособленных подразделений в России, они избавлены от необходимости сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу о сделках, сумма которых превышает 600 тыс. руб. Все остальные компании в соответствии с законом о противодействии отмыванию преступных доходов обязаны делать это.

Российские лизинговые компании пока не опасаются зарубежной конкуренции. Примеров, когда отечественные фирмы получали оборудование по международной схеме, пока немного, и едва ли в ближайшее время их станет больше.

Другие материалы рубрики
СТРОИТЕЛЬСТВО, НЕДВИЖИМОСТЬ
25.08.08Грибной сезон бизнес-центров
25.08.08Дом, который построят из плит
По оценкам риэлторов Новгородской области, комфортный дом - коттедж со всеми удобствами - сегодня могут позволить себе не более 2% новгородцев. Причина - в неразвитости рынка малоэтажного жилья, ограниченности предложения, высоких ценах и низкой покупательной способности населения
25.08.08Малый бизнес ищет дружбы с большим
Новгородский производитель полиэтиленовых труб для водо- и газоснабжения ООО `Газэнергосервис` завершил двухгодичную инвестиционную программу по модернизации производства
25.08.08Без недвижимости свое дело развить трудно
25.08.08Проблемные метры
25.08.08Генплан подвергли критике
25.08.08Жилье в кредит - это шанс
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru