Давайте попробуем нарисовать портрет идеального, с точки зрения собственника, наемного работника. Личность без проблем, способная работать много и за скромную плату, принимающая решения в рамках своих полномочий и пожеланий собственника, не оспаривающая его волю, преданная и готовая жертвовать собой (варианты - свободным временем, личной жизнью и тому подобным) ради общего дела
Увы, жизнь диктует иные условия, и собственнику приходится строить отношения с людьми, используя их достоинства и мирясь с недостатками. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что противоречия между собственником и наемным работником - проблема не только российская, она характерна для всех стран, и особенно - в период динамичных изменений в бизнесе.
Чаще всего собственников волнует вопрос: как достичь того, чтобы и бизнесом наемный работник управлял эффективно, и не перевел в один прекрасный день все активы на свой счет? Иначе говоря, как уберечь свои бизнес и имущество... от своего работника?
Постановка вопроса перестает быть парадоксальной, если мы обратимся к цифрам. По данным европейских исследователей, причина 70% экономических потерь компаний - персонал, его действия, обернувшиеся ущербом для нанимателя.
Каковы же рекомендации профессионалов? Защита бизнеса начинается с найма на работу. При первой встрече лучше собрать максимальное количество информации о потенциальном сотруднике: от данных паспорта до традиционных мест отдыха. По возможности, полученные сведения необходимо проверить. При этом глубина проверки и затрат варьируется от бесплатно до нескольких сотен у. е. - в зависимости от степени неуверенности собственника в кандидате и от предполагаемой должности.
Кстати, в крупных компаниях сразу после кадровиков менеджеров на ключевые позиции `отсматривают` именно службы безопасности. (И это не копирование западной практики. Вспомним, что на предприятиях ВПК так работали и работают.)
Вторым элементом защиты может стать четкая регламентация работы каждого из специалистов, закрепленная не только в трудовом контракте, должностной инструкции, но и в прочих внутренних документах. Чем конкретнее будут описаны обязанности наемных работников и их ответственность за нарушения, тем меньше будет соблазнов у персонала эти правила нарушать. Тем более что сформулированные и зафиксированные на бумаге права и обязанности сторон трудовых отношений облегчат работу юристов.
Ключевым для любого предприятия становится вопрос сохранности информации. Понятие коммерческой тайны для нашей действительности явление не новое, но пока не существует законодательно закрепленных мер по ее защите. Более того, перечень вопросов, кроющихся за этим понятием, каждая компания (согласно закону) определяет самостоятельно. А потому если не составили исчерпывающий список и не дали его на подпись нанимаемому, то никакой суд не признает правомочность вашего иска. Это с юридической точки зрения.
А с технической специалисты IT-компаний утверждают, что если для передачи информации на расстояния используется `физическая` сеть, а не виртуальная, то в этом случае она будет защищена более надежно. Для закрытия информации от излишне любознательных внутри компании эксперты предлагают несколько вариантов - от самых простых (дозировать информацию и ее доступность паролями) до специальных (создавать рабочие места, копирование информации с которых невозможно). Так, среди разработок компании Lintec есть рабочие места (терминалы `тонкий клиент`), предназначенные только для ввода и отображения информации. Остальные функции возложены на сервер.
Неотвратимость наказания за причиненный ущерб тоже действенный рычаг. Такой же, как и достойная зарплата. И все-таки, по мнению специалистов консалтинговых и рекрутинговых агентств, решение проблемы лежит в большей степени в области деловой психологии. Доверие к сотрудникам и подкрепляемая личная мотивация каждого из них могут принести гораздо более ощутимые результаты, чем у. е. в конверте.
- Консервативный по своей природе человек не испытывает потребности взять что-либо, ему не принадлежащее, до тех пор, пока доволен своим положением в фирме и уверен в завтрашнем дне, - считает руководитель департамента организационного консультирования компании `Альфа Персонал` Михаил Милинис. - Как только уходит хотя бы одна из этих составляющих (удовлетворенность, спокойствие, уверенность) - ваш специалист в лучшем случае уже не принадлежит вашей компании, а в худшем - становится для нее опасным.
Проблема безопасности бизнеса как одного из видов собственности гораздо старше самого понятия `бизнес`. Российским собственникам не остается ничего другого, как воспользоваться в этом вопросе наработками зарубежных коллег - создавать в своих компаниях четкие принципы ведения дела, своеобразные правила игры. Именно это позволит наемным работникам принимать регламентированные решения, а владельцам - сохранить эффективно работающие компании.
|