О стратегии экономического развития в Псковской области не вспоминали с середины 1990-х. Добрались до нее перед очередными выборами властей. Губернатор Евгений Михайлов объясняет запоздалость действий финансовым дефицитом в течение двух сроков его правления. По его мнению, область выживала и не имела возможность строить планов громадье
Разработку долгосрочных территориальных перспектив инициировало Представительство полпреда Президента РФ в СЗФО. К ней был привлечен петербургский центр стратегических разработок `Северо-Запад`, который за месяц исследовал экономику области и составил свои научные рекомендации. Специалистов нужного уровня в штате псковской исполнительной власти не нашлось.
Отсутствие научно обоснованной программы развития субъекта РФ во многом объясняется неудовлетворительным положением с управленческими кадрами: за 8 лет в Псковской обладминистрации сменилось более 20 вице-губернаторов.
В конце прошлого года вслед за Владимиром Бланком ушел с поста Михаил Ермолаев, ставленник московской промышленно-финансовой группы `Технология металлов` (`ТМ`), который переехал в Приднестровье и возглавил ЗАО `Молдавкабель`. Должность вице-губернатора по экономической политике получил представитель `ТМ` Сергей Дробжев.
Форс-мажорная разработка концепции экономических перспектив сопровождалась очередной кадровой ротацией. В конце июня по собственному желанию ушел в отставку вице-губернатор Анатолий Салтыков, курировавший основные хозяйственные направления. Вице-губернатором назначен представитель структуры `Газпрома`, бывший заместитель гендиректора `Межрегионгаза` Ренат Байгузин.
Газификация райцентров рассматривается как козырь экономической деятельности Е. Михайлова, и отраслевая кадровая рокировка накануне выборов работает на административную идею, кроме того, укрепляет связи с главным российским монополистом. Р. Байгузин имеет опыт строительства газопроводов в центре России и на Севере. Губернатор рассчитывает, что он займется обновлением программы газификации области.
На нового вице-губернатора возложены обязанности по руководству коммуникационной политикой (транспорт, связь), к тому же он будет курировать представительство администрации Псковской области при Правительстве РФ.
Появление накануне выборов московского хозяйственника в псковской исполнительной власти наводит на мысль, что мозговой штурм специалистов СЗФО по разработке стратегии экономического развития области будет небесполезным.
Прошедший в начале июля в Пушкинских Горах семинар `Разработка механизмов реализации концепции социально-экономического развития Псковской области` собрал ученых-экспертов из Санкт-Петербургского центра стратегических разработок и Карельского научного центра РАН. Участвовавшая в доработке концепции замполпреда Любовь Совершаева отметила некоторые позитивные тенденции в развитии промышленности в области и росте доходов населения. Она порекомендовала позаботиться об имидже территории, чем обладминистрация охотно и незамедлительно занялась, регулярно прокручивая ТВ-ролики о росте инвестиций, механизации сельского хозяйства и качестве псковских дорог.
Псковских ученых тоже пригласили... подискутировать, не учитывая, что они знают состояние экономики области не теоретически, а изнутри - в развитии.
По мнению Марины Махотаевой, доцента кафедры государственного муниципального управления Псковского политехнического института, преподающей основы планирования и механизмы управления региональной экономикой и прошедшей в этой области долгосрочную стажировку в университетах США, прошел только первый этап разработки концепции: сделан анализ положения дел и поставлены проблемы.
Если проектирование концепции выполнено хорошо, то экономическое содержание вызывает у специалистов ряд возражений. В концепции утверждены три приоритетных направления развития области. Первое - рост транзита и транспортный параллелизм с Ленобластью, второе - создание промузла в треугольнике Дедовичи (ГРЭС), Порхов (мясомолпереработка), Дно (ж/д узел), третье - формирование кластеров в переработке молока, электротехнике и туризме.
М. Махотаева считает, что в выборе отраслевых приоритетов прослеживаются субъективизм и интересы отраслевых лобби, но главное в том, по мнению специалиста, что не проработаны практические механизмы реализации задач. Например, ставка на развитие транзита ничем не подкреплена: по информации МПС, в долгосрочных планах ведомства Псковская область не значится как транзитный коридор, оборудованный надлежащими терминалами и логистическими центрами. Где, как, на какие средства строить инфраструктуру транзита, никто при обсуждении концепции не ответил. Так не лучше ли, считают псковские специалисты, сосредоточиться на управлении существующими транзитными потоками?
Концепция развития Псковской области принята до 2012 года, в ней зафиксирован ежегодный рост объема транспортных услуг на 9%, сельского хозяйства и машиностроения - на 8%, производства стройматериалов - на 7%, а потока туристов - аж на 20%. Обоснования этих цифр в концепции нет.
Петербургские разработчики уверенно заявили, что в Псковской области отсутствует инновационный потенциал, хотя в Псковском политехническом институте накоплен определенный опыт по управлению территориями, серьезные наработки имеют и ученые Великолукской сельскохозяйственной академии.
В Пскове около десяти лет действует один из первых в России `Учебно-исследовательский центр регионального планирования и развития территорий` (ЦРП), который реализовал немало международных и российских проектов, в том числе - по методике регионального планирования. Совместно с Массачусетсским университетом (США), Санкт-Петербургским политехническим университетом и Новгородским госуниверситетом он разработал и внедрил проект развития географических информационных систем (ГИС) в Новгородской области стоимостью $200 тыс. Под гранты TACIS (программы муниципального менеджмента) разработал стратегию развития Печорского и Алуксненского (Латвия) районов в рамках трансграничного сотрудничества.
Центр располагает современным инструментарием и квалифицированными специалистами в области географических информсистем, анализа и регионального планирования в новой экономической среде с учетом существующей отраслевой практики.
Идеи псковских специалистов регионального планирования, в отличие от теоретически обоснованных, но оторванных от областных реалий рекомендаций петербургских разработчиков, позитивны как инновационно, так и практически. Программы стратегического развития сейчас начинают готовить в Мурманской, Архангельской, Вологодской областях. Возможно, эффективные предложения Псковского центра регионального планирования и развития территорий учтут в СЗФО. |