Самый большой зал Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты с трудом вместил 19 июля всех желающих пообщаться с руководством Октябрьской железной дороги. Речь на встрече шла об использовании экономического потенциала предприятий - членов ТПП для обеспечения эффективной работы дороги
В устойчивом развитии ОЖД заинтересованы предприятия не только Петербурга, но и всего региона. На долю Октябрьской магистрали приходится 75% грузовых и 40% пассажирских перевозок в девяти субъектах РФ на Северо-Западе. ОЖД обеспечивает 8% общего грузооборота и 12% всего пассажиропотока железнодорожной сети России, по последнему показателю уступая только Московской железной дороге.
Значение ОЖД возрастает, что связано с формированием новой транспортной инфраструктуры на Северо-Западе и развитием портов на Балтике и в Мурманской области. По оценкам специалистов института `Ленгипротранс`, мощности портовых комплексов в ближайшие годы будут стремительно увеличиваться.
Если в 2000 году оборот Петербургского морского порта составлял 15 млн тонн, то в 2005 году он уже может подойти к рубежу в 40 млн тонн, а за следующие пять лет вырасти еще в полтора раза. До 12 млн тонн вырастет уже в 2005 году перевалка грузов в портах Высоцк (Ленобласть) и Витино (Мурманская область), порога в 17 млн тонн достигнет к 2010 году грузооборот порта в Усть-Луге. Заметно растут и внутрирегиональные перевозки.
Это заставляет руководство ОЖД не только наращивать пропускную способность дороги и подходов к транспортным узлам, но и обновлять подвижной состав. Сейчас средний износ вагонов приближается к 70%, а нехватка полувагонов для перевозки угля переходит уже в разряд катастрофических проблем.
До недавних пор система российских железных дорог жила по законам советского госплановского времени, оставаясь структурой полувоенной. Соответственно и все заказы для нужд РЖД распределялись централизованно. В итоге сложился достаточно узкий круг поставщиков, прорваться в который другим предприятиям было практически нереально.
С превращением РЖД в акционерное общество система дорог так или иначе вынуждена поворачиваться к рыночным реалиям. Сегодня 70% закупок для нужд РЖД осуществляется по-прежнему централизованно через `Росжелдорснаб`, остальные 30% закупок перешли в распоряжение дорог. ОЖД производит закупки на 3 млрд руб. в год - сумма значительная , поучаствовать в дележе такого пирога хотели бы многие предприятия.
Как попасть в круг обласканных вниманием руководства ОЖД - этот вопрос и был главным на встрече, прошедшей в Санкт-Петербургской ТПП. Вопрос особенно актуальный, поскольку на август-сентябрь как раз и приходится заявочная кампания, когда стороны определяют, у кого что и по какой цене предстоит закупить.
Сегодня действует 95 договоров о поставках с предприятиями СЗФО, 75 из них приходится на долю петербургских компаний. Например, `Севкабель` имеет соглашение на поставку кабельной продукции, на судостроительном заводе `Алмаз` производят кабины для машинистов электропоездов, `Электросила` изготавливает оборудование для вагоностроительного завода в Твери. А кто-то поставляет краску, стекло, цемент, спецодежду...
Заместитель начальника Октябрьской дороги Алексей Васильев четко обрисовал первоочередные запросы РЖД в части основных закупок. С учетом возможностей петербургской промышленности речь идет о новых разработках вагонных узлов, колесных тележек, дизелей и электродвигателей, которые могут быть востребованы во всей сети дорог.
Конечно, у каждого предприятия свой интерес, и это наглядно проявилось на встрече в ТПП. Представители легкой промышленности заверяли, что способны полностью обеспечить все потребности дороги в текстильных изделиях. Экологи предлагали современные схемы оптимизации затрат на защиту окружающей среды. Энергетики предлагали проанализировать схемы потребления ОЖД электроэнергии, чтобы выбрать наилучшие варианты.
В итоге разговор стал прекрасной иллюстрацией необходимости разработки соглашения о сотрудничестве между ТПП и ОЖД, в котором стороны договорились отразить основные программные направления взаимодействия. На этот раз не было отбоя от желающих поучаствовать в подготовке такого документа (а значит - и в продолжении диалога с руководством дороги).
Подводя итоги встречи, президент Санкт-Петербургской ТПП Владимир Катенев подчеркнул, что для палаты очень важной вехой станет начало системного сотрудничества с такой крупной структурой, как Октябрьская железная дорога, деятельность которой затрагивает интересы практически всех предприятий региона. А Алексей Васильев, в свою очередь, заявил о заинтересованности руководства дороги в создании доступной для всех предприятий информационной базы о потребностях ОЖД. Содержание, форму подачи такой информации и предстоит отработать сторонам в ближайшее время. |