- По итогам прошлого учебного года университет вошел в десятку лучших из 175 инженерных вузов страны, уступив в Петербурге только Политехническому университету и Горному институту. В этом году каждый четвертый выпускник очного отделения закончил обучение с красным дипломом. Получается, что главный итог проведенных в университете преобразований - молодой специалист?
- Да, этот показатель среди отраслевых вузов самый высокий. Но главное - это то, что 85% наших выпускников на момент получения диплома уже имели направление на работу, которую они сами могли выбрать, остальные 15% рассматривали предложения. При этом были заявки, которые мы просто не смогли удовлетворить, потому что спрос превысил предложение.
Несмотря на название, мы являемся политехническим вузом и стараемся так выстроить учебный процесс, чтобы университет не отставал от производства, чтобы выпускник максимально соответствовал требованиям работодателя. Мы должны создать достаточно гибкий механизм, который бы реагировал на спрос, определяемый изменениями в экономике.
- Сейчас в связи с упразднением министерства путей сообщения будут ли финансировать целевые программы подготовки специалистов в отраслевом вузе?
- Подготовка специалистов для железных дорог, и в первую очередь - для Октябрьской железной дороги, идет пока в тех же объемах. До сих пор мощную поддержку нам оказывало министерство, теперь отношения с хозяйствующим субъектом - АО `РЖД` - будут строиться на договорных отношениях и с другим объемом финансирования. Но мы успели подготовиться к этому. Пользуясь финансовой поддержкой министерства, мы в последние годы вкладывали деньги в те программы, которые позволяют нам сегодня самим зарабатывать деньги.
- Какова при этом роль научно-исследовательской деятельности?
- За 5 лет объем договоров на научно-исследовательские работы вырос более чем в 18 раз, и запланированный на 2004 год объем составляет уже 350 млн руб. Около 50% объема НИР выполняет электротехнический факультет - сегодня разработки кафедры автоматики и телемеханики внедряют на всех железных дорогах России и в сети метрополитена. Подписан договор со строительным комплексом Орловской области на 70 млн руб. об использовании разработок кафедры инженерной химии в области новых видов стройматериалов. Большую работу проводит кафедра охраны труда по тестированию и разработке нормативных документов. Психологический отраслевой центр имеет большой научный опыт внедрения своих работ по подготовке социального сопровождения кадров. И это только часть выполняемых вузом работ.
Я считаю, что мы мало работаем с Октябрьской железной дорогой, хотя у нас есть очень много наработок, которые принесут экономический эффект. Причем 50% работ мы делаем для города и только 11% - для ОЖД, которая всегда оказывала нам помощь в подготовке специалистов и материально поддерживала. Но мы выросли из коротких штанишек прямого финансирования. Нам проще работать на взаимовыгодной основе.
В целом, по моему мнению, в интересах высшей школы необходимо изменить сложившееся положение, когда в вузах сосредоточены 90% научных кадров, а в НИИ - всего 10%, при этом соотношение объемов научных работ (и, соответственно, финансирования) прямо противоположное: 20% приходится на вузы, 80% - на НИИ. Сегодня надо поднимать университетскую прикладную науку, которая подтянет и учебный процесс: ведь в результате государство получит специалиста, наилучшим образом владеющего передовыми технологиями и отвечающего самым современным требованиям экономики.
- Ваш вуз готовит и бакалавров, и магистров. Вы уже начали перестраивать учебный процесс под принятую Россией Болонскую конвенцию?
- Даже на примере нашего университета можно сказать, что российская система высшего образования складывалась столетиями и соответствует нашей производственной системе. Не думаю, что начальнику железной дороги нужны бакалавры или магистры. Может быть, они нужны в ЕЭС? Но если необходимо встраиваться в `единое образовательное пространство`, то мы тоже скорректировали учебный процесс. То есть параллельно, за плату, студент может получить двухступенчатое образование, стать и бакалавром, и магистром. Для этого есть учебные планы, есть преподаватели. К тому же наши вузы всегда готовили специалистов высокого класса при очень скромных, по сравнению с западными странами, затратах.
Вот красноречивый пример: наша студентка 3-го курса прошла тестирование на стажировке в Германии - и оказалось, что ее уровень подготовки соответствует уровню магистра!
- Какими принципами руководствуется в своей работе ректор Университета путей сообщения?
- Здравым смыслом. Если сверяешь действия со здравым смыслом, то в любой ситуации можно добиться успеха, будь то вуз, железная дорога, министерство, город или страна. Главное - доверять инициативным людям, подбирать профессионалов, опираться на здравый смысл и порядочность.
- То есть ректор должен быть грамотным администратором?
- Безусловно, сегодня ректор - это, во-первых, менеджер, а ученый - во-вторых. Я всегда говорю своим сотрудникам, что прихожу не учить их учиться, потому что они это и так умеют лучше меня. Моя задача - создать такие условия для работы по всем направлениям деятельности вуза, чтобы эта деятельность была максимально эффективной.
|