Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

`Ректор вуза сегодня, прежде всего, менеджер` - ЭиВ N 27 (514)
ОБРАЗОВАНИЕ
`Ректор вуза сегодня, прежде всего, менеджер`
No. 27 (514) 19.07.2004
Татьяна РЕЙТЕР
Ректор Петербургского государственного университета путей сообщения профессор Валерий Иванович Ковалев убежден, что даже в условиях реформирования и административных реформ вуз может выжить, если в полную силу будет использовать свой научный потенциал
- По итогам прошлого учебного года университет вошел в десятку лучших из 175 инженерных вузов страны, уступив в Петербурге только Политехническому университету и Горному институту. В этом году каждый четвертый выпускник очного отделения закончил обучение с красным дипломом. Получается, что главный итог проведенных в университете преобразований - молодой специалист?

- Да, этот показатель среди отраслевых вузов самый высокий. Но главное - это то, что 85% наших выпускников на момент получения диплома уже имели направление на работу, которую они сами могли выбрать, остальные 15% рассматривали предложения. При этом были заявки, которые мы просто не смогли удовлетворить, потому что спрос превысил предложение.

Несмотря на название, мы являемся политехническим вузом и стараемся так выстроить учебный процесс, чтобы университет не отставал от производства, чтобы выпускник максимально соответствовал требованиям работодателя. Мы должны создать достаточно гибкий механизм, который бы реагировал на спрос, определяемый изменениями в экономике.

- Сейчас в связи с упразднением министерства путей сообщения будут ли финансировать целевые программы подготовки специалистов в отраслевом вузе?

- Подготовка специалистов для железных дорог, и в первую очередь - для Октябрьской железной дороги, идет пока в тех же объемах. До сих пор мощную поддержку нам оказывало министерство, теперь отношения с хозяйствующим субъектом - АО `РЖД` - будут строиться на договорных отношениях и с другим объемом финансирования. Но мы успели подготовиться к этому. Пользуясь финансовой поддержкой министерства, мы в последние годы вкладывали деньги в те программы, которые позволяют нам сегодня самим зарабатывать деньги.

- Какова при этом роль научно-исследовательской деятельности?

- За 5 лет объем договоров на научно-исследовательские работы вырос более чем в 18 раз, и запланированный на 2004 год объем составляет уже 350 млн руб. Около 50% объема НИР выполняет электротехнический факультет - сегодня разработки кафедры автоматики и телемеханики внедряют на всех железных дорогах России и в сети метрополитена. Подписан договор со строительным комплексом Орловской области на 70 млн руб. об использовании разработок кафедры инженерной химии в области новых видов стройматериалов. Большую работу проводит кафедра охраны труда по тестированию и разработке нормативных документов. Психологический отраслевой центр имеет большой научный опыт внедрения своих работ по подготовке социального сопровождения кадров. И это только часть выполняемых вузом работ.

Я считаю, что мы мало работаем с Октябрьской железной дорогой, хотя у нас есть очень много наработок, которые принесут экономический эффект. Причем 50% работ мы делаем для города и только 11% - для ОЖД, которая всегда оказывала нам помощь в подготовке специалистов и материально поддерживала. Но мы выросли из коротких штанишек прямого финансирования. Нам проще работать на взаимовыгодной основе.

В целом, по моему мнению, в интересах высшей школы необходимо изменить сложившееся положение, когда в вузах сосредоточены 90% научных кадров, а в НИИ - всего 10%, при этом соотношение объемов научных работ (и, соответственно, финансирования) прямо противоположное: 20% приходится на вузы, 80% - на НИИ. Сегодня надо поднимать университетскую прикладную науку, которая подтянет и учебный процесс: ведь в результате государство получит специалиста, наилучшим образом владеющего передовыми технологиями и отвечающего самым современным требованиям экономики.

- Ваш вуз готовит и бакалавров, и магистров. Вы уже начали перестраивать учебный процесс под принятую Россией Болонскую конвенцию?

- Даже на примере нашего университета можно сказать, что российская система высшего образования складывалась столетиями и соответствует нашей производственной системе. Не думаю, что начальнику железной дороги нужны бакалавры или магистры. Может быть, они нужны в ЕЭС? Но если необходимо встраиваться в `единое образовательное пространство`, то мы тоже скорректировали учебный процесс. То есть параллельно, за плату, студент может получить двухступенчатое образование, стать и бакалавром, и магистром. Для этого есть учебные планы, есть преподаватели. К тому же наши вузы всегда готовили специалистов высокого класса при очень скромных, по сравнению с западными странами, затратах.

Вот красноречивый пример: наша студентка 3-го курса прошла тестирование на стажировке в Германии - и оказалось, что ее уровень подготовки соответствует уровню магистра!

- Какими принципами руководствуется в своей работе ректор Университета путей сообщения?

- Здравым смыслом. Если сверяешь действия со здравым смыслом, то в любой ситуации можно добиться успеха, будь то вуз, железная дорога, министерство, город или страна. Главное - доверять инициативным людям, подбирать профессионалов, опираться на здравый смысл и порядочность.

- То есть ректор должен быть грамотным администратором?

- Безусловно, сегодня ректор - это, во-первых, менеджер, а ученый - во-вторых. Я всегда говорю своим сотрудникам, что прихожу не учить их учиться, потому что они это и так умеют лучше меня. Моя задача - создать такие условия для работы по всем направлениям деятельности вуза, чтобы эта деятельность была максимально эффективной.





Другие материалы рубрики
ОБРАЗОВАНИЕ
11.02.08Затраты на подготовку кадров растут
11.02.08В `Сколково` подвели итоги
17.09.07Законодательную базу реформы нужно укреплять
17.09.07Магистры должны возвращаться
20.08.0718 российских вузов ждут латышей
20.08.07Они станут первыми
20.08.07`Двухуровневая система образования необходима...`
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru