С 2003 года в Петербурге и Ленобласти каждую неделю угоняли одну-две единицы специальной строительной техники. Об этом сообщил на `круглом столе`, организованном в `Союзпетрострое`, начальник отдела по розыску мото- и автотехники ГИБДД Санкт-Петербурга Юрий Овсянников. За весь 2003 год было угнано 79 грузовых, специальных и строительных машин, в том числе 21 машина - зарубежного производства, а за 5 месяцев 2004 года в городе похищено уже 99 единиц строительной техники.
Наиболее часто объектом посягательств становятся грузовые автомобили, на которых стационарно установлены строительные краны грузоподъемностью 16-25 тонн, бетоносмесители, самосвалы и экскаваторы. Потерпевшие, как правило, водители-операторы, работающие на этой технике.
Повышенный спрос на такую технику объясняется тем, что в последние годы строительный бум охватил почти всю территорию страны. Причем многие компании стремятся приобрести технику подешевле. Их представители догадываются о причинах дешевизны предлагаемых им машин, но в России, как известно, пока не зазорно скупать краденое. Тем более если документы оформлены правильно.
В Петербурге и Ленобласти розыск похищенной техники обычно не дает результатов. В Москве законным владельцам возвращают 92% угнанных строительных машин. Этот высокий показатель объясняется в первую очередь тем, что в столице действует 18 компаний, устанавливающих спутниковые противоугонные системы, а точнее системы спутникового определения местонахождения предметов - GPS (Global Positioning System).
В Петербурге установкой GPS занимается 5 компаний, 4 из которых уже согласовали технические стандарты своего оборудования с ГИБДД города и договорились о методах взаимодействия с `силовиками`. Эта работа пока только разворачивается, но само создание специального отдела в городской ГИБДД свидетельствует о том, что она перспективна.
По словам Ю. Овсянникова, оборудование четырех упомянутых фирм уже установлено на 500 единицах транспорта, принадлежащих юридическим лицам (о частном транспорте информации в ГИБДД нет).
В рекламных материалах говорится, что цена GPS в Петербурге - от $500, но, по сообщению пользователей, она обычно составляет $1 тыс. за установку плюс ежемесячная абонентская плата около $25. Для многих малых и средних предприятий это дорого, но участники `круглого стола` посоветовали учесть, что владельцы техники с GPS получают скидки в страховых компаниях, имеют возможность лучше контролировать своих водителей, могут четче выстраивать логистику своих предприятий и получать тем самым большую экономию за счет сокращения потерь рабочего времени.
Вторым способом защиты от угонов строительной техники могло бы быть ее страхование.
В принципе строителям давно известно страхование строительной техники - машин и механизмов, а также транспортных средств, используемых на строительной площадке и не допущенных к эксплуатации на дорогах общего пользования. Их повреждение из-за какого-либо происшествия, скажем падения бетонной плиты, может нанести значительный ущерб и привести к простоям в работе.
Технику страхуют от повреждения, уничтожения и утраты. Этот вид страхования пользуется особым спросом. Он выгоден, прежде всего, мелким и средним строительным компаниям. Для строительных гигантов данный вид страхования пока не актуален: в их распоряжении находится большое количество однотипной техники, которую при необходимости можно менять практически без ущерба для строительного процесса.
Как правило, строительную технику, не покидающую пределов площадки, страхуют в рамках страхования строительно-монтажных рисков. Тариф здесь 0,7-1,0% от ее стоимости в год. Если же речь идет о технике, самостоятельно передвигающейся между разными строительными объектами по общим дорогам, то она может быть застрахована и вне строительно-монтажных договоров - просто как дорогостоящее имущество.
Вне рамок СМР тарифы будут выше, приближаясь к стандартным тарифам `АвтоКАСКО`: от 4% до 6% в год на передвижную неавтомобильную технику (тракторы, экскаваторы, асфальтоукладчики, асфальтовые катки) и от 4% до 8% в год на грузовики и строительную технику, смонтированную на базе автомобильных шасси (автокраны, бетономешалки, компрессоры).
Это заметно дороже, чем установка систем определения местонахождения объектов, но стоит помнить о том, что в ГИБДД Петербурга пока нет подразделения, ответственного за возврат угнанной техники.
С другой стороны, в последние месяцы среди строителей распространилась информация о том, что страховые компании возмещают стоимость похищенного строительного оборудования с большими проволочками. Так что ближайший год должен показать, какой способ защиты своей техники выберут строители.
|