В чем польза ОСАГО
Страховщики, которые по долгу службы обязаны знать страховое законодательство, всегда понимали, что прибыльность их работы по ОСАГО составит не более 5% от суммы сборов (в лучшем случае), и всегда заявляли, что будут заниматься этим видом страхования с единственной целью - в расчете на эффект кросс-продаж (это когда клиент, приходящий в компанию за полисом ОСАГО, теоретически может стать ее же клиентом по другим видам страхования). Еще в феврале-марте специалисты были вынуждены признавать, что упомянутого эффекта они пока не наблюдают. Но ближе к июлю кросс-селинг, похоже, начался.
- Связано ли это напрямую с `автогражданкой` или нет? - рассуждал руководитель представительств Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков в Петербурге Константин Байков. - В принципе связано. В первую очередь потому, что, пройдя через ОСАГО, больше людей стали понимать разницу между страхованием ответственности и страхованием собственно автомобиля. И тот, кто мог себе позволить купить обе страховки, это делал. С моей точки зрения, основное, что сделала `автогражданка` для страхования, - это повлияла на самих страховщиков. Вспомним, например, как в декабре-январе нужно было продать гигантское количество полисов, и страховщики с этой задачей
успешно справились: в сжатые сроки были развернуты филиальные и агентские сети, заключены договоры с продающими организациями.
Следующее, в чем страховщикам на волне ОСАГО пришлось совершенствоваться, - это развитие их информационных систем. В течение полугода головные офисы всех компаний оснастили новыми системами, теперь очередь - за филиалами. Можно ожидать, что к концу 2004 года информатизация страхового бизнеса будет высокой. Прежде всего это в интересах клиентов страховых компаний.
Как только начались выплаты, стало понятно, что страховщикам есть что совершенствовать. Анализируя звонки страхователей в представительства ВСС и РСА, сообщил
Константин Байков, мы видим, что был период, когда страховые компании откровенно отфутболивали пострадавших в ДТП. Теперь этого нет, уровень подготовки специалистов растет.
Клиент - между
140 страховыми компаниями
Директор филиала `Московский` СК `РЕСО-Гарантия` Дмитрий Большаков обратил внимание на одну недоработку закона об ОСАГО, о которой пока говорят мало. Лицензии на право заниматься обязательной `автогражданкой` имеют 140 компаний, а это значит, что каждый водитель теоретически может столкнуться с клиентом любой из этих компаний.
- После этого (в случае если виноват не он) наш водитель будет вынужден обращаться за выплатами в какую-то из 140 компаний, а при нескольких ДТП - в несколько, - пояснил Д. Большаков.
Сервис в отношении потерпевших в каждой из этих компаний поставлен по-разному.
- Получается, что самый главный сервис - по выплате клиенту - не сконцентрирован в той компании, которая продала ему полис, - констатировал Д. Большаков. - Поэтому наша компания выходит с законодательной инициативой: изменить регламент по урегулированию претензий. Каждый потерпевший, независимо от того, застрахована ли у него машина по `КАСКО`, а располагая только полисом ОСАГО, должен иметь возможность обращаться за выплатой не в компанию, которая страховала виновника, а в свою собственную. А она уже, используя свое положение на рынке, профессионализм сотрудников, пусть решает вопросы возмещения вреда. Согласитесь, когда вместо 140 компаний появляется одна - это принципиальная разница.
Второй важнейший вопрос, по мнению
Д. Большакова, передача страховщикам права на принятие решений по так называемым незначительным ущербам. В условиях когда ГИБДД не справляется с потоком дел по ДТП, некоторые страховые компании декларируют, что они оказывают помощь в сборе пакета документов. Но это законодательно не предусмотрено.
Таким образом, Закон об ОСАГО нуждается в доработке.
|