В 2004 году поставлена задача разработать и начать реализацию новых подходов к управлению инвестиционными процессами. Предполагается ввести комплексный подход к проектам, оценивать которые планируется по достижению конкретного экономического результата. Компании необходимо позаботиться о создании условий для повышения ее рыночной привлекательности, в том числе для привлечения внешних инвестиций.
Намечено также повысить качество технико-экономических обоснований проектов, перейти к персональному руководству проектами и ввести персональную ответственность за их результаты. Главным критерием оценки работы менеджеров становится выполнение бюджетов ОАО `РЖД`. Пример такого подхода - разработка и реализация проекта `Москва - Мытищи`.
В дальнейшем бизнес-проекты ОАО `РЖД` намечено выделить в отдельный блок, что позволит при положительных экономических показателях привлечь средства внешних инвесторов.
На 2004 год Правительством РФ утверждена программа капитальных вложений ОАО `РЖД` объемом 134 млрд руб., причем 11,5 млрд руб. решено привлечь из внешних источников, в основном за счет лизинга. Стоимость программы в 2004 году оценивается в 122,4 млрд руб., которые выделят из прибыли компании на реализацию 9 внутриотраслевых (119 млрд руб.) и 2 социально ориентированных программ (3,4 млрд руб.).
По сравнению с предыдущими годами, структура программы капитальных вложений железнодорожной отрасли в 2004 году значительно изменилась: удельный вес средств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов непроизводственного назначения, сократился с 14% в 2001 году до 2% в 2004 году. А вот доля инфраструктурных программ в общем объеме капвложений увеличилась до 66% (около 80 млрд руб.). Больше внимания уделят закупкам нового подвижного состава и модернизации с продлением сроков службы вагонов и локомотивов.
Ожидаемый экономический эффект от инвестиционной программы ОАО `РЖД` на 2004 год составит 18 млрд руб.
Предстоит поиск новых механизмов привлечения инвестиционных ресурсов в дополнение к амортизации и прибыли компании. Механизмы достижения этой цели известны: предложение для рынка капитала эффективных и понятных проектов, повышение прозрачности их реализации, эффективное управление рисками, обеспечение защиты прав и имущества инвесторов.
Уже в конце января 2004 года руководство ОАО `РЖД` встречалось с рядом потенциальных инвесторов (представителями 40 ведущих российских и зарубежных банков) для обсуждения процедур выпуска корпоративных облигаций, которыми планируется закрыть финансовые бреши отрасли.
Предполагается также привлечь инвестиции в развитие российских стальных магистралей через дочерние общества за счет продажи непрофильных активов.
Однако это пока планы. Реальных подвижек железнодорожникам удалось добиться только в сфере лизинговых проектов: проведен открытый конкурс, по итогам которого заключены договоры лизинга на
5-7 лет по финансированию поставок 245 пассажирских вагонов, 15 локомотивов и путевой техники более чем на 2 млрд руб. В конкурсе приняли участие лизинговые компании крупных российских банков (`Внешторгбанк`, `Российский банк развития`, `Альфа-банк`).
В 2004 году в ОАО `РЖД` разработана инвестиционная программа, где предусматривается получение на условиях лизинга 6 тыс. новых и 5,5 тыс. модернизированных грузовых вагонов, 229 модернизированных пассажирских вагонов и 107 модернизированных локомотивов. Но не все филиалы ОАО `РЖД` будут наращивать инвестиционные программы. Так, ОЖД в 2004 году снизит объем капитальных вложений до 13 млрд руб. (-18,7% к 2003-му).
Заместитель начальника дороги Р. Мустейкис заявил, что за счет этих средств в ОЖД планируют продолжить электрификацию участка Мурманской магистрали, инвестировать в развитие инфраструктуры дороги, в первую очередь в обустройство участка дороги от Петербурга до госграницы. Кроме того, намечено вложить около 510 млн руб. в усиление подходов к порту в Усть-Луге.
В ОАО `РЖД` мотивируют `обрезания` тем, что сейчас на Северо-Западе отстают от других регионов по темпам роста объемов перевозимых грузов и пассажиров: в 2003 году пассажирооборот на ОЖД упал на 3,1%, хотя на остальных дорогах наблюдался рост. При этом, как утверждает президент ОАО `РЖД` Г. Фадеев, дорога располагает всем необходимым для обслуживания больших объемов грузов и пассажиров.
|