Таможенные органы России при оформлении грузов и транспортных средств принимают все виды деклараций и не имеют права диктовать свои условия. В каком виде подавать таможенную декларацию - дело участников ВЭД. Практика показала, что подача декларации в электронном виде значительно ускоряет процедуру оформления.
Недовольство участников внешнеэкономической деятельности понятно: им приходится ждать добро таможни дольше, чем тем, кто предъявляет инспектору таможенную декларацию в электронном виде. За оформление электронной необходимо заплатить таможенным брокерам около 400 крон. Экономя на этом, они теряют время на границе. Возможно, в этом есть вина и некоторых недобросовестных таможенных инспекторов, которые не ведут разъяснительную работу с участниками ВЭД, а, напротив, заинтересованы принимать таможенную декларацию на бумагоносителе. В этом случае скорость и успех оформления груза в какой-то степени зависят от них, а следовательно, есть возможность использовать свое служебное положение в корыстных целях.
Подобные проблемы обсуждали недавно на встрече руководства Кингисеппской таможни с представителями ГУП `РОСТЭК` и Ассоциации таможенных брокеров Эстонии Kesk Log & Eksped. Помимо вопросов, связанных с электронным декларированием, обсуждали тему обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В связи с распоряжением ГТК России
N 265-р от 8 июня 2004 года `О формировании центральной базы данных `Страхование` и постановлением правительства России на таможенные органы возложен контроль исполнения владельцами транспортных средств своей обязанности по страхованию гражданской ответственности. С июля в каждой таможне введены в эксплуатацию специальные программы по контролю автострахования.
Теперь каждый пересекающий границу владелец автотранспорта обязан предъявить полис ОСАГО. Обработка этого документа занимает 20 минут. В связи с этим на автомобильном пункте пропуска возникла напряженная обстановка. Сотни машин на эстонской стороне ожидают своей очереди для пересечения таможенной границы. Недоумевающие и плохо знающие российское законодательство автовладельцы выплескивают все свои претензии и недовольство в адрес кингисеппских таможенников.
Представители эстонских СМИ атакуют таможню вопросами и, возможно, уже готовят негативные материалы в адрес российской таможни. Однако таможенники лишь выполняют Федеральный закон `Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств`, в котором дословно говорится: `При въезде транспортных средств на территорию РФ контроль за исполнением их владельцами установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности осуществляется таможенными органами Российской Федерации` (ст. 32, п. 2).
На совещании были разработаны меры по ускорению процедуры контроля ОСАГО на участке Кингисеппской таможни. И как ни крути, без электронных технологий не обойтись. Предполагается, что эстонские таможенные брокеры будут в электронном виде формировать необходимые документы и передавать их российским коллегам. В этом случае процедура контроля значительно сократится, однако потребует от автовладельцев дополнительных средств для электронной копии полиса ОСАГО.
Как и в случае с электронными копиями таможенных деклараций, у каждого останется право выбора - заплатить и, не теряя времени, пересечь таможенную границу, или ожидать, пока инспектор таможни проведет все необходимые процедуры непосредственно на таможенном посту.
В любом случае недовольные работой таможни будут. Одни - потерей денег, другие - времени. Таможня, как всегда, готова принять на себя удар эмоций при введении в России новых законодательных актов и сделать все необходимое для того, чтобы недовольных было как можно меньше.
|