Председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга Владимир Бланк заявил журналистам, что в городе, с одной стороны, старались получить дополнительные доходы, а с другой - снизить расходы. И в этом помогает комплексное планирование. Уже в начале апреля был принят перспективный финплан Петербурга на 2005-2007 гг., который предусматривает собрать за три года в фонд развития инфраструктуры около 15 млрд руб., из которых 5,2 млрд руб. - в 2004-м.
Потекли акцизы
в бюджет
Где же найти резервы? В. Бланк видит их в поступлениях акцизов от продажи нефтепродуктов и алкогольной продукции. В результате за 5 месяцев 2004 года удалось собрать почти в 4 раза больше средств, чем за аналогичный период 2003-го. В октябре прошлого года только 2 нефтетрейдера перечисляли акцизы в городской бюджет, а в июне нынешнего их уже 17, в том числе - `Несте СПб`, `Славнефть СПб`, `Киришиавтосервис`, `ТД `ЮКОС` и `Балтик-Петролеум`.
Владельцы АЗС недовольны тем, что им приходится перерегистрировать свои офисы в Петербурге. Представители некоторых компаний усматривают в этом нарушение своих прав. Однако в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли уверены, что действуют на законных основаниях: в правительстве города имеют право продавать имущество, включая землю, через торги на своих условиях. В данном случае преимущества получают добросовестные налогоплательщики в местный бюджет.
Вторая статья пополнения казны - акцизы на алкоголь. Из всех акцизных складов в Петербурге 90% поступлений вносили 15. При этом обороты остальных были, по косвенным оценкам, немалые. Отсюда предпринимателей заподозрили в нелегальном обороте спиртным. И стали проверять. Из 71 проинспектированного склада нарушения выявлены на 19, 7 складам отказано в аккредитации как поставщикам алкоголя, 5 - в получении новых лицензий, 17 складам грозит отзыв лицензии за нарушения правил реализации спиртного. Деятельностью 10 заинтересовалась налоговая инспекция.
В. Бланк не считает, что владельцев складов, занесенных в черный список, душат администрированием: задача ставится не столько наказать предпринимателей, сколько заставить вести бизнес легально и платить налоги в городской бюджет, как положено по закону. В результате за 4 месяца 2004 года, по сравнению с соответствующим периодом 2003-го, сборы от акцизов увеличились в 1,6 раза.
В `тени` лучше
не задерживаться
Третий источник средств - легализация доходов предпринимателей и частных лиц. Представителей малого бизнеса пытаются заинтересовать перейти на `вмененку`. Легальным налогоплательщикам обещают облегчить доступ к горзаказу и на проводимые в городе выставки для товаропроизводителей.
Для поддержки малого бизнеса создают 16 центров помощи предпринимателям. Кроме того, с налоговыми службами согласуется подготовленный в КЭРППиТ проект закона о налоговых льготах на прибыль и имущество. Однако пока многие предприниматели настроены в этом отношении скептически: ставки `вмененки` для многих слишком высоки, а все прочие льготы привлекают лишь ограниченный круг компаний.
Еще сложнее побудить вывести из `тени` доходы физических лиц, благодаря которым сейчас, между прочим, в Петербурге собирают 45% от всех поступлений в городской бюджет. Побудить людей отдавать в казну еще больше не получается: пенсионная реформа воспринята большинством скорее как фарс или уловка для обеспечения старости очень богатых, манипуляции государства со ставками единого социального налога оказываются не слишком эффективными.
Теперь придумали новый стимул - привлечь население возможностью получать кредиты: их, мол, дадут только тем, кто продемонстрирует легальные доходы... Вопрос, правда: понравится ли населению тот спектр услуг, который способны предложить российские банки?
Плюс новые
рабочие места
Четвертый источник увеличения доходов - содействие созданию новых рабочих мест в городе и размещение на петербургских предприятиях дополнительных заказов из других регионов. Для этого намечено улучшать условия для развития бизнеса.
Один из удачных примеров в этом плане - работа с ОАО `РЖД`, в результате которой 112 предприятий города получили договоры на поставку продукции для российских железных дорог. Причем 35 договоров было подписано после создания рабочей группы правительства города с железнодорожниками.
Еще несколько десятков соглашений находится в стадии оформления. Речь идет о поставках приборов, кабельной и лакокрасочной продукции, запчастей, комплектующих и оборудования. Однако и в других регионах страны провели подобные акции. И тоже заключили с железнодорожниками договоры на поставки аналогичной продукции.
Причем многие из подобных контрактов с ОАО `РЖД` выглядят скорее договорами о намерениях, чем заказами на конкретные партии товаров. А выбор реальных партнеров железнодорожники еще не сделали. Вопрос в том, собираются ли в Петербурге контролировать ход выполнения заключенных с петербургскими компаниями договоров? И как быть, если в итоге окажется, что производители в других городах страны предложат железнодорожникам лучшие условия? Например, есть заводы, способные выпускать электродвигатели для российских стальных магистралей не хуже, чем на `Электросиле`, но дешевле...
Экономить
придется всем
Остается сказать о способах оптимизации бюджетных расходов. Основная надежда в этом плане - на реформу системы госзаказа Петербурга и существенное увеличение доли конкурсных процедур. Проведение тендеров помогло сэкономить в 2003 году 275 млн руб. (0,52% от средств, выделенных на закупки товаров и услуг для городских нужд), а в первой половине 2004-го - почти 303 млн руб. (1,1% бюджетных средств).
В частности, только в ходе одного заседания Государственной конкурсной комиссии при правительстве Петербурга, состоявшегося 25 июня, было сэкономлено свыше 38 млн руб. на благоустройство и ремонт улиц.
Сейчас доля торгов едва достигла 20%, а могла бы составить и 50% от всего объема горзаказа. Однако достигнутый уровень
ограничивается уровнем качества и оперативности подготовки документации. Чтобы повысить тендерную долю подрядов, в правительстве хотят усилить планирование процедур горзаказа и разработать типовую документацию. Этим должны заниматься специалисты, поэтому на проведение тендеров только в 2003 году потребовалось выделить 10 млн руб. В дальнейшем затраты, по-видимому, возрастут.
Вызывает, правда, сомнение эффективность системы торгов, ориентированных исключительно на достижение экономии средств. К чему это может привести - хорошо известно: напомним, что ранее в Росавтодоре именно по такому принципу устраивали тендеры среди подрядчиков на ремонт участков дорог, а сейчас в Федеральном дорожном агентстве РФ вынуждены корректировать систему торгов, потому что конкурсы нередко выигрывали фирмы за счет откровенного демпинга цен. А после выполнения работ победители, ссылаясь на объективные причины, корректировали свои затраты. Или же выполняли работы, применяя дешевые технологии, которые в итоге не гарантировали качества. И через год дороге снова требовался ремонт...
Вероятно, в Петербурге тоже необходимо выработать систему критериев оценки эффективности результатов - ожидаемых и полученных в действительности при реализации конкурсных заказов. Без такого мониторинга вряд ли горожане скажут спасибо за достигнутую сиюминутную экономию. Не зря говорят, что скупой платит дважды.
Поступление акцизов на нефтепродукты в бюджет Петербурга, 2004 г., млн руб.
2004 г. к 2003 г., %
январь 26737 1184,60
янв. - фев. 38753 151,10
янв. - март 369552 549,10
янв. - апр. 404226 490,50
янв. - май 641966 389,00 |