Лизинг - один из инструментов инвестиций. Не случайно в европейских странах доля лизинговых сделок в общей сумме инвестиций в модернизацию и создание производств достигает 30-40%, а в интенсивно развивающихся государствах Азии - 80%
Объем лизинговых операций СССР оценивался в $200-300 млн в год. Однако в дальнейшем обороты резко снизились. С одной стороны, у предприятий не хватало средств на перевооружение производств, а законные и прозрачные лизинговые схемы оказывались дороже использования `серых` схем импорта оборудования, которые поначалу допускало законодательство.
С другой - банки предпочитали работать на фондовом рынке, где гарантировали высокие доходы. Тем не менее первые частные лизинговые компании появились в России уже в начале 1990-х. Их количество увеличилось, после того как в 1996 году был принят Закон о лизинге. И все же доля лизинговых операций в общей сумме инвестиций к 1998 году не превышала 1%.
Особенностью развития лизинга в России стало то, что до 40-60% лизинговых компаний порождали отечественные банки. И еще до одной четверти фирм могли быть косвенно связаны с ними через финансовые группы. Лишь незначительная доля фирм возникала с участием иностранного капитала. В Петербурге, например, это были компании `Дельта-лизинг`, `Микролизинг`, `КМБ-лизинг`, `Райффайзен-лизинг`.
Лишь в июне 2002 года `Балтийский лизинг` впервые в РФ получил доступ к солидным ресурсам западных фирм в виде $2 млн кредита Международной финансовой корпорации.
Большинство российских банков поначалу создавало лизинговые структуры для оказания сопутствующих услуг: попросту чтобы их клиенты в случае нужды в лизинговых операциях не обращались к конкурентам. Однако в 1997-1998 гг. вышел ряд нормативных документов, регламентирующих лизинговую деятельность в России, что заставило многие банки переключить часть своих активов с фондового рынка на лизинговый.
Правда, заметное оживление рынка лизинга было зафиксировано только в конце 1999 года, когда у российских предприятий пищевой, полиграфической и деревообрабатывающей промышленности накопились средства для обновления производства. И в середине 2002-го доля лизинга увеличилась до 4-5%. В тот период на Северо-Западе РФ, кстати, было зарегистрировано 270 лизинговых компаний, из них примерно треть оказывала реальные услуги, а шестая часть активно наращивала обороты.
Лизинг для аналитиков всегда служил одним из факторов мониторинга развития российских регионов. Не случайно второй зоной интенсивного развития после Москвы стал Петербург, а на Северо-Западе вслед за ним лизинговые компании одними из первых появились в Новгородской, Вологодской и Архангельской областях, где ощущалась нужда в закупках оборудования для пищевой промышленности и лесного комплекса. Первыми в регионе открыли свои филиалы три петербургские лизинговые компании - `Глобус-лизинг`, `Балтийский лизинг` и `Балтинвест`.
Если поначалу лизинговые операции связывали в основном с закупками оргтехники, оборудования для АЗС, кафе и ресторанов, медицинской техники, то в 1999-2001 гг. катализатором роста лизинговых операций на Северо-Западе стали сделки по закупке автотранспорта, дорожной и специализированной автотехники. Эта тенденция характерна и для России в целом.
Рывок вперед обеспечила отмена 20%-го налога на покупку автотранспортных средств. Например, если в 1999 году по лизингу продавали 40% грузовых автомобилей от их общей реализации, то в 2001-м - 70%. Именно в тот период крупнейшие на мировом рынке поставщики автотехники открыли для российских компаний лизинговые линии (компании Volvo, Scania), а вслед за ними - и отечественные производители начиная с ОАО `КамАЗ`, которое в 2000 году создало дочернюю фирму - АО `Автопромлизинг`.
Дополнительным стимулом для развития лизинга стало выделение из госбюджета средств для лизинга некоторых видов оборудования и техники. В частности, в 2001 году в Правительстве РФ выделили 1 млрд руб. на лизинг авиатехники. Отечественный авиапром и судостроение получили и некоторые льготы для приобретения их продукции по лизингу. А отечественное сельхозмашиностроение вообще не выдержало бы конкуренции с закупками подержанной западной техники без господдержки лизинга...
Отработанные схемы в сфере закупок автотехники позволили лизинговым компаниям в дальнейшем развивать операции и по финансированию закупок легковых автомашин частными лицами. Однако операции с `легковушками` многие крупные компании сочли низкорентабельными, поэтому ими занялись в российских регионах. В том числе на Северо-Западе.
В последние годы увеличивается и доля закупок промышленного оборудования (в основном в секторах ЛПК, судостроения и `пищевки`), которая постепенно увеличилась до 39-40%. Этот сегмент рынка мог быть и значительно больше, однако его развитие тормозит нежелание российских банков выдавать долгосрочные кредиты.
Перспективными для развития лизинга считаются нефтяная, горнодобывающая, металлургическая, целлюлозно-бумажная промышленность, электроэнергетика, связь, транспорт и строительство, судостроение, легкая и пищевая отрасли. Именно к ним сейчас приковано внимание лизинговых компаний, оперирующих на Северо-Западе РФ.
Если поначалу к лизинговым ресурсам имели доступ только крупные компании, то сейчас предлагают аналогичные услуги и для малых фирм. Это вполне закономерно: в сегменте лизинговых контрактов на суммы от $50 тыс. до $500 тыс. предложение среди лизингодателей довольно быстро значительно превысил спрос. А вот на договоры стоимостью $10-15 тыс. спрос, наоборот, больше, чем предложение.
Крайне сложно заключить сделку на сумму от $2 тыс. до $8 тыс. Лишь недавно стали появляться компании, успешно работающие в этом диапазоне. В Петербурге, в частности, это компания `Микролизинг`, организованная при поддержке группы по развитию лизинга МФК и западного фонда TUSRIF, предельный размер контрактов которой - $25 тыс.
В Ленобласти правительство стало выделять из бюджета средства на микролизинг для производственного сектора и для фермеров. В 2004 году, например, на это предлагают выделить около 2 млн руб.
Годы 2003-2004-е характеризуются расширением палитры предлагаемых лизинговых схем. Увеличивается предложение сервисно-гарантийных схем, предоставляется возможность для лизингополучателя вместо аванса оставлять ликвидный залог.
Еще одна тенденция - укрупнение лизинговых компаний по мере расширения практики банковских альянсов.
Ожидается, что в 2005 году объем лизинговых операций, по сравнению с 2003-м, увеличится до 163,4 млрд руб. (+71,6%), а доля Северо-Запада составит примерно одну десятую от всего российского рынка. Не исключено, что при благоприятных обстоятельствах доля лизинговых операций от общей суммы инвестиций в России к 2005 году может приблизиться к европейскому уровню. |