Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Бизнес, выросший с колес - ЭиВ N 25 (512)
ИНВЕСТИЦИИ
Бизнес, выросший с колес
No. 25 (512) 05.07.2004
Андрей Лазарев
Лизинг - один из инструментов инвестиций. Не случайно в европейских странах доля лизинговых сделок в общей сумме инвестиций в модернизацию и создание производств достигает 30-40%, а в интенсивно развивающихся государствах Азии - 80%



Объем лизинговых операций СССР оценивался в $200-300 млн в год. Однако в дальнейшем обороты резко снизились. С одной стороны, у предприятий не хватало средств на перевооружение производств, а законные и прозрачные лизинговые схемы оказывались дороже использования `серых` схем импорта оборудования, которые поначалу допускало законодательство.

С другой - банки предпочитали работать на фондовом рынке, где гарантировали высокие доходы. Тем не менее первые частные лизинговые компании появились в России уже в начале 1990-х. Их количество увеличилось, после того как в 1996 году был принят Закон о лизинге. И все же доля лизинговых операций в общей сумме инвестиций к 1998 году не превышала 1%.

Особенностью развития лизинга в России стало то, что до 40-60% лизинговых компаний порождали отечественные банки. И еще до одной четверти фирм могли быть косвенно связаны с ними через финансовые группы. Лишь незначительная доля фирм возникала с участием иностранного капитала. В Петербурге, например, это были компании `Дельта-лизинг`, `Микролизинг`, `КМБ-лизинг`, `Райффайзен-лизинг`.

Лишь в июне 2002 года `Балтийский лизинг` впервые в РФ получил доступ к солидным ресурсам западных фирм в виде $2 млн кредита Международной финансовой корпорации.

Большинство российских банков поначалу создавало лизинговые структуры для оказания сопутствующих услуг: попросту чтобы их клиенты в случае нужды в лизинговых операциях не обращались к конкурентам. Однако в 1997-1998 гг. вышел ряд нормативных документов, регламентирующих лизинговую деятельность в России, что заставило многие банки переключить часть своих активов с фондового рынка на лизинговый.

Правда, заметное оживление рынка лизинга было зафиксировано только в конце 1999 года, когда у российских предприятий пищевой, полиграфической и деревообрабатывающей промышленности накопились средства для обновления производства. И в середине 2002-го доля лизинга увеличилась до 4-5%. В тот период на Северо-Западе РФ, кстати, было зарегистрировано 270 лизинговых компаний, из них примерно треть оказывала реальные услуги, а шестая часть активно наращивала обороты.

Лизинг для аналитиков всегда служил одним из факторов мониторинга развития российских регионов. Не случайно второй зоной интенсивного развития после Москвы стал Петербург, а на Северо-Западе вслед за ним лизинговые компании одними из первых появились в Новгородской, Вологодской и Архангельской областях, где ощущалась нужда в закупках оборудования для пищевой промышленности и лесного комплекса. Первыми в регионе открыли свои филиалы три петербургские лизинговые компании - `Глобус-лизинг`, `Балтийский лизинг` и `Балтинвест`.

Если поначалу лизинговые операции связывали в основном с закупками оргтехники, оборудования для АЗС, кафе и ресторанов, медицинской техники, то в 1999-2001 гг. катализатором роста лизинговых операций на Северо-Западе стали сделки по закупке автотранспорта, дорожной и специализированной автотехники. Эта тенденция характерна и для России в целом.

Рывок вперед обеспечила отмена 20%-го налога на покупку автотранспортных средств. Например, если в 1999 году по лизингу продавали 40% грузовых автомобилей от их общей реализации, то в 2001-м - 70%. Именно в тот период крупнейшие на мировом рынке поставщики автотехники открыли для российских компаний лизинговые линии (компании Volvo, Scania), а вслед за ними - и отечественные производители начиная с ОАО `КамАЗ`, которое в 2000 году создало дочернюю фирму - АО `Автопромлизинг`.

Дополнительным стимулом для развития лизинга стало выделение из госбюджета средств для лизинга некоторых видов оборудования и техники. В частности, в 2001 году в Правительстве РФ выделили 1 млрд руб. на лизинг авиатехники. Отечественный авиапром и судостроение получили и некоторые льготы для приобретения их продукции по лизингу. А отечественное сельхозмашиностроение вообще не выдержало бы конкуренции с закупками подержанной западной техники без господдержки лизинга...

Отработанные схемы в сфере закупок автотехники позволили лизинговым компаниям в дальнейшем развивать операции и по финансированию закупок легковых автомашин частными лицами. Однако операции с `легковушками` многие крупные компании сочли низкорентабельными, поэтому ими занялись в российских регионах. В том числе на Северо-Западе.

В последние годы увеличивается и доля закупок промышленного оборудования (в основном в секторах ЛПК, судостроения и `пищевки`), которая постепенно увеличилась до 39-40%. Этот сегмент рынка мог быть и значительно больше, однако его развитие тормозит нежелание российских банков выдавать долгосрочные кредиты.

Перспективными для развития лизинга считаются нефтяная, горнодобывающая, металлургическая, целлюлозно-бумажная промышленность, электроэнергетика, связь, транспорт и строительство, судостроение, легкая и пищевая отрасли. Именно к ним сейчас приковано внимание лизинговых компаний, оперирующих на Северо-Западе РФ.

Если поначалу к лизинговым ресурсам имели доступ только крупные компании, то сейчас предлагают аналогичные услуги и для малых фирм. Это вполне закономерно: в сегменте лизинговых контрактов на суммы от $50 тыс. до $500 тыс. предложение среди лизингодателей довольно быстро значительно превысил спрос. А вот на договоры стоимостью $10-15 тыс. спрос, наоборот, больше, чем предложение.

Крайне сложно заключить сделку на сумму от $2 тыс. до $8 тыс. Лишь недавно стали появляться компании, успешно работающие в этом диапазоне. В Петербурге, в частности, это компания `Микролизинг`, организованная при поддержке группы по развитию лизинга МФК и западного фонда TUSRIF, предельный размер контрактов которой - $25 тыс.

В Ленобласти правительство стало выделять из бюджета средства на микролизинг для производственного сектора и для фермеров. В 2004 году, например, на это предлагают выделить около 2 млн руб.

Годы 2003-2004-е характеризуются расширением палитры предлагаемых лизинговых схем. Увеличивается предложение сервисно-гарантийных схем, предоставляется возможность для лизингополучателя вместо аванса оставлять ликвидный залог.

Еще одна тенденция - укрупнение лизинговых компаний по мере расширения практики банковских альянсов.

Ожидается, что в 2005 году объем лизинговых операций, по сравнению с 2003-м, увеличится до 163,4 млрд руб. (+71,6%), а доля Северо-Запада составит примерно одну десятую от всего российского рынка. Не исключено, что при благоприятных обстоятельствах доля лизинговых операций от общей суммы инвестиций в России к 2005 году может приблизиться к европейскому уровню.
Другие материалы рубрики
ИНВЕСТИЦИИ
08.12.08Придорожный бизнес взяли в оборот
08.12.08Миллион долларов – на страницу в сети
08.12.08Амбиции плюс трезвый расчет

Малый и средний бизнес в условиях кризиса демонстрируют чудеса изобретательности.
Главное – правильно выбрать свою «нишу»
08.12.08Новости рынка
01.12.08Хроника «пикирующего» предприятия
Волны финансового кризиса докатились до реального сектора экономики. Первым в Пскове испытанию на прочность подвергся завод “Псковкабель”, входящий в московскую группу компаний “Технология металлов”
01.12.08Синус удачи
01.12.08Новости рынка
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru