Резко взвинтив жилищно-коммунальные тарифы, городские власти решили позаботиться о собственном благополучии. Перед отпуском депутаты Законодательного собрания одобрили в первом чтении изменения в закон о государственной службе Петербурга
Суть нововведений проста - увеличить с 01.01.2005 с 450 руб. до 600 руб. расчетную единицу, используемую для исчисления заработной платы госслужащих города. Как пояснил автор - зампредседателя бюджетно-финансового комитета ЗС и координатор демократической фракции Игорь Артемьев, это вызвано инфляционными процессами, желанием следовать в фарватере федеральной политики оплаты труда госслужащих (федеральным чиновникам зарплату увеличили в 3,5 раза), и поддержать работников территориальных управлений. Их, по словам И. Артемьева, сейчас 25 тысяч. Хотя вообще-то число госслужащих в Петербурге никогда не превышало 7 тыс. человек.
Обсуждение законопроекта выдалось бурным. Категорически против его принятия выступил политический соратник И. Артемьева - председатель депутатской комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Михаил Амосов. Он назвал этот законопроект вредным и несвоевременным. М. Амосов напомнил, что такие документы должны сопровождаться расчетами бюджетных затрат, тогда как в юридическом заключении губернатора этот вопрос благополучно обойден.
Товарища по партии подержала и яблочница Наталья Евдокимова, посчитавшая, что в свете увеличения платы за детские сады и жилищно-коммунальные услуги повышение зарплаты госслужащим, включая депутатов, будет должным образом истолковано горожанами. Владимир Еременко (фракция `Мариинская`) высказал юридически невыполнимое предложение - убрать из текста упоминание о повышении зарплаты депутатам.
В ответ депутат Геннадий Озеров (фракция ЛДПР) потребовал прекратить демагогию. `Я хочу честно работать и соответственно получать за свой труд`, - заявил он. Поддержал законопроект и представитель СПС, вице-спикер ЗС Юрий Гладков, который отметил, что госслужащие сознательно отдают свою жизнь государству, не могут подрабатывать на стороне, так как не имеют права заниматься коммерческой деятельностью, и поэтому требуют к себе особого внимания.
Итог дискуссии подвел председатель комитета по законодательству Игорь Михайлов (ЛДПР): `В этом зале сидят те, кто по всему городу что-то назначает - тарифы, цены: чего кокетничать?`. Заодно он призвал коллег задуматься о нелегкой доле специалистов аппарата Собрания и депутатских помощников, у которых в деньгах большая разница, по сравнению с чиновниками Смольного.
Самоблокирование ключей для голосования трех членов Демократической фракции не помогло. 29 парламентариев высказались за, 1 - против, 1 воздержался. Нет сомнений, что до ухода на летние каникулы депутаты примут этот закон. Такую же поправку они должны будут внести и в закон о муниципальной службе: нельзя же обижать младших собратьев. Недавно депутатская комиссия по устройству государственной власти и местному самоуправлению (председатель Алексей Тимофеев, фракция ЛДПР) рекомендовала принять закон об изменении реестра государственных должностей органов власти Петербурга (у госслужащих как у работников бюджетных организаций есть еще и тарифная сетка).
Благодаря этому новшеству оклады городских чиновников увеличатся еще на 25%: у губернатора, спикера Собрания и председателя Уставного суда - с 40 до 50 расчетных единиц (р. е.), у рядовых депутатов - с 33 до 40 р. е., у основных специалистов Мариинского дворца и Смольного - с 19-21 до 23-25 расчетных единиц.
После принятия обоих законопроектов зарплата петербургских госслужащих возрастет более чем в 1,6 раза.
По словам одного из сотрудников комиссии, в Смольном сейчас кадровый голод - высококвалифицированные юристы уходят с госслужбы из-за низкой зарплаты. Однако так ли низка зарплата петербургского госслужащего на фоне заработков горожан? Она складывается из должностного оклада, надбавок за квалификационный разряд, за выслугу лет, за особые условия работы и премий.
Ежегодно в фондах зарплаты на каждого госслужащего предусматриваются премии в размере шести окладов, надбавки за выслугу лет - четыре с половиной оклада, надбавки за сложность и напряженность, специальный режим работы - три оклада, материальная помощь - в размере трех окладов, а также надбавки за гражданское звание, квалификационный разряд.
Иными словами, каждый добросовестный чиновник может ежемесячно иметь дополнительно к окладу 50% премии, до 40% надбавки за выслугу лет (после 20 лет службы, а после первого года до третьего - 5%), 50%-ю надбавку за напряженность работы и особые условия труда, материальную помощь - 25% (в среднем, а персонально размер устанавливает руководство). В целом - около 150% оклада.
Например, сейчас денежное содержание депутата ЗС (33 x 450 x 2,5) - 37 тыс. руб., а после принятия двух поправок в закон о госслужбе будет более 60 тыс. руб.
Не надо забывать и о такой мощной социальной гарантии для госслужащих, как пенсия (75% от
оклада), а также о натуральных благах для депутатов и чиновников: бесплатный транспорт, сотовая связь, медицинское обслуживание и т. п. Зарплата рядового специалиста, состоящего на госслужбе в Петербурге, сейчас в среднем составляет (20 x 450 x 2,5) 22,5 тыс. руб. В 2005 году она может достигнуть 36 тыс. руб. Тогда как средняя заработная плата по городу в I квартале 2004 г. была только 7,5 тыс. руб.
Никто не спорит, что зарплату госслужащим надо повышать. Равно как и другим работникам бюджетной сферы. Однако, ссылаясь на опыт Центра, депутаты лукавят, так как повышение зарплаты федеральным госслужащим производится без увеличения фонда оплаты труда: повышение стало возможным за счет существенного сокращения численности аппаратов министерств и ведомств. По такой же схеме происходит административная реформа и в аппарате Госдумы, численность которого будет уменьшена на 335 человек (почти на 20%).
В Петербурге о сокращении числа госслужащих пока ничего не слышно, а о стоимости принимаемых законов депутаты и губернатор расскажут нам, наверное, только при обсуждении проекта городского бюджета на 2005 год. |