В Эстонии такой закон вступил в силу в 1993 году, в Латвии - в 1997-м, в Литве - в 2001-м.
Сегодня в Эстонии страховые полисы распространяют через Интернет. Автовладельцы заключают договор один раз и в дальнейшем, не выходя из дома, продлевают его в режиме on-line, разумеется, при наличии счета в банке.
Работая в условиях растущей конкуренции, страховщики Латвии и Литвы изменяют маркетинг: от агентской сети распространения полисов они перешли к продаже их на автозаправочных станциях и почтамтах. По оценкам одного из ведущих страхователей Латвии - АО Baltijas transporta apolrosinasana, еще высок удельный вес краткосрочных договоров. Бюро дорожного движения ЛР констатирует снижение ДТП под воздействием обязательного автострахования.
Не всем компаниям разрешено вести ОСАГО. Приоритет - у крупных стабильных компаний, которые и прежде занимались им на добровольной основе. Страховые взносы дифференцированы с учетом реальных финансовых возможностей водителей, юридические лица платят вдвое больше, чем индивидуальные автовладельцы. Инвалиды оплачивают лишь 40% тарифа. Сумма взноса снижается наполовину, если в течение 12 лет водитель не попал в ДТП.
Высокий уровень аварийности в странах Балтии заставил страховщиков интегрироваться, чтобы разделить взятые на себя огромные риски. Они сотрудничают с крупными сраховыми компаниями Германии, Великобритании, Австрии, которые перестраховывают их риски.
Кстати сказать, транспортные предприятия, которые и раньше добровольно страховали гражданско-правовую ответственность, сохранили водительский персонал и предупредили банкротство своих производств: ведь на одном возмещении ущерба от аварий автобусов и троллейбусов можно разориться. К тому же по международным нормам если жертвой аварии стал иностранец, к примеру датчанин или немец, виновник аварии на территории стран Балтии должен выложить в качестве компенсации миллион евро.
Наряду с традиционными видами страхования - от ДТП, угона, грабежа практикуют страховую защиту противопожарных действий третьих лиц, страхование стекол, грузов, ответственности перевозчиков за груз. Два последних вида довольно актуальны. Опытный перевозчик выбирает груз, который застрахован. А официальный грузоотправитель интересуется страховой ответственностью перевозчика: бывает, что у водителя 2-3 машины, а денег едва хватает на бензин...
|