Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

175 шагов на рынок длиною в 20 лет - ЭиВ N 21 (508)
ТРАНСПОРТ
175 шагов на рынок длиною в 20 лет
No. 21 (508) 07.06.2004
Борис УШАКОВ
РАО `ЕЭС` закрывает доступ российским предприятиям на оптовый рынок электроэнергии. В том числе и для ОАО `Российские железные дороги` (`РЖД`). Однако в компании, составляя программу долгосрочного развития, не теряют надежды выйти на ФОРЭМ через свое дочернее предприятие `Энергосбыт`
В целом загрузка энергостанций в России составляет 50-60%. Поэтому, так или иначе, в стране должен появиться рынок электроэнергии с ценами ниже традиционных ставок РАО `ЕЭС`. Но, как пояснил первый вице-президент ОАО `РЖД` Владимир Якунин, предприятиям на пути к рынку ставят множество препятствий - предстоит пройти 175 административных процедур, включая принятие не менее 49 нормативных актов. Для выполнения всех этих требований, если скрупулезно следовать всем инструкциям энергетиков, понадобится... более 20 лет.

Кроме того, в РАО `ЕЭС` настаивают на разделении имущества железнодорожников по видам деятельности: потребление для нужд отрасли, розничные продажи сторонним предприятиям и населению, транзит электротока. Для всех этих нужд в ОАО `РЖД` используют общие тяговые подстанции, что затрудняет выполнение требований энергетиков.

И это еще не все: в РАО `ЕЭС` грозят штрафами при выходе на оптовый рынок электричества (ФОРЭМ), если железнодорожники будут корректировать объем закупок. Рассчитать же точно, сколько электроэнергии понадобится для обеспечения перевозок в отдельных регионах РФ, сложно. И единственный для железнодорожников выход - укрупнить энергосистемы железных дорог, чтобы снизить амплитуду колебаний потребления электричества при

оптовых закупках и оптимизировать потери при выходе на ФОРЭМ. То есть требуется реструктуризация всего энергохозяйства...

Складывается впечатление, что в конце туннеля не видно света. И все же В. Якунин считает, что безвыходных ситуаций не бывает. Надо искать способы договариваться с энергетиками и двигаться с ними параллельными курсами. Ведь внедрение энергосберегающих технологий и оптимизация бизнеса, связанного с энергохозяйством, часть общей стратегии ОАО `РЖД`.

Скажем, так или иначе, но в компании вынуждены завершить создание системы АСКУЭ для управления расходами по использованию энергоносителей. В нее уже вложено, по неуточненным данным, около 270 млн руб. Далее придется решать, за счет чего окупать затраты на АСКУЭ: если не заработает постановление Правительства РФ от 26.02.2004 об энергосбережении, по которому инвестиции на внедрение энергосберегающих технологий будут возвращены компании за счет полученной экономии, то расходы де-факто войдут в железнодорожные тарифы.

Другой пример: если нельзя разделить электрогенерирующие и передающие системы железнодорожников по видам деятельности, то вполне реально структурировать бизнес, связанный с использованием и сбытом электричества, вплоть до выделения дочерних структур. Если это не устроит энергетиков, то все равно в ОАО `РЖД` получат экономию от упорядочивания расходов электричества...

Наконец, энергосистемы РАО `ЕЭС` и ОАО `РЖД` перекрещиваются. И здесь намечаются темы для переговоров. Если железнодорожники вынуждены выполнять часть функций энергетиков, то эти затраты могут быть компенсированы взаимными зачетами при платежах за электроэнергию. Для этого опять-таки нужно реструктуризовать энергохозяйство ОАО `РЖД`. И прежде всего - составить реестр объектов, связанных с передачей тока высокого напряжения.

Прагматический подход, который демонстрируют в ОАО `РЖД` при распутывании сложных узлов, завязанных энергетиками, может оказаться полезным и для других крупных потребителей электричества. К сожалению, пока все они предпочитают действовать в одиночку. И это позволяет РАО `ЕЭС` добиваться для себя привилегий.



Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru