В целом загрузка энергостанций в России составляет 50-60%. Поэтому, так или иначе, в стране должен появиться рынок электроэнергии с ценами ниже традиционных ставок РАО `ЕЭС`. Но, как пояснил первый вице-президент ОАО `РЖД` Владимир Якунин, предприятиям на пути к рынку ставят множество препятствий - предстоит пройти 175 административных процедур, включая принятие не менее 49 нормативных актов. Для выполнения всех этих требований, если скрупулезно следовать всем инструкциям энергетиков, понадобится... более 20 лет.
Кроме того, в РАО `ЕЭС` настаивают на разделении имущества железнодорожников по видам деятельности: потребление для нужд отрасли, розничные продажи сторонним предприятиям и населению, транзит электротока. Для всех этих нужд в ОАО `РЖД` используют общие тяговые подстанции, что затрудняет выполнение требований энергетиков.
И это еще не все: в РАО `ЕЭС` грозят штрафами при выходе на оптовый рынок электричества (ФОРЭМ), если железнодорожники будут корректировать объем закупок. Рассчитать же точно, сколько электроэнергии понадобится для обеспечения перевозок в отдельных регионах РФ, сложно. И единственный для железнодорожников выход - укрупнить энергосистемы железных дорог, чтобы снизить амплитуду колебаний потребления электричества при
оптовых закупках и оптимизировать потери при выходе на ФОРЭМ. То есть требуется реструктуризация всего энергохозяйства...
Складывается впечатление, что в конце туннеля не видно света. И все же В. Якунин считает, что безвыходных ситуаций не бывает. Надо искать способы договариваться с энергетиками и двигаться с ними параллельными курсами. Ведь внедрение энергосберегающих технологий и оптимизация бизнеса, связанного с энергохозяйством, часть общей стратегии ОАО `РЖД`.
Скажем, так или иначе, но в компании вынуждены завершить создание системы АСКУЭ для управления расходами по использованию энергоносителей. В нее уже вложено, по неуточненным данным, около 270 млн руб. Далее придется решать, за счет чего окупать затраты на АСКУЭ: если не заработает постановление Правительства РФ от 26.02.2004 об энергосбережении, по которому инвестиции на внедрение энергосберегающих технологий будут возвращены компании за счет полученной экономии, то расходы де-факто войдут в железнодорожные тарифы.
Другой пример: если нельзя разделить электрогенерирующие и передающие системы железнодорожников по видам деятельности, то вполне реально структурировать бизнес, связанный с использованием и сбытом электричества, вплоть до выделения дочерних структур. Если это не устроит энергетиков, то все равно в ОАО `РЖД` получат экономию от упорядочивания расходов электричества...
Наконец, энергосистемы РАО `ЕЭС` и ОАО `РЖД` перекрещиваются. И здесь намечаются темы для переговоров. Если железнодорожники вынуждены выполнять часть функций энергетиков, то эти затраты могут быть компенсированы взаимными зачетами при платежах за электроэнергию. Для этого опять-таки нужно реструктуризовать энергохозяйство ОАО `РЖД`. И прежде всего - составить реестр объектов, связанных с передачей тока высокого напряжения.
Прагматический подход, который демонстрируют в ОАО `РЖД` при распутывании сложных узлов, завязанных энергетиками, может оказаться полезным и для других крупных потребителей электричества. К сожалению, пока все они предпочитают действовать в одиночку. И это позволяет РАО `ЕЭС` добиваться для себя привилегий.
|