`Забудьте все, чему вас учили`. Этой фразой еще с советских времен нередко встречают молодых специалистов в реальной жизни. Дистанция между практикой и образованием - проблема, которая существует издавна и до сих пор не имеет универсального решения. Не случайно оба мероприятия собрали вместе как представителей высшей школы и бизнеса, так и работников государственных служб по трудоустройству и частных рекрутинговых агентств: ведь для всех несоответствие спроса и предложения в этом вопросе является головной болью.
В последние годы к разрыву интересов реальной экономики с возможностями вузов добавилась еще одна проблема: выпускники, и даже студенты, как отмечают многие работодатели, страдают завышенной самооценкой, безосновательно считают себя вполне состоявшимися специалистами и, соответственно, выдвигают претензии к потенциальным работодателям. Как следствие - полное взаимонепонимание.
`Студенты должны сами понять, что все-таки они хотят в своей профессиональной жизни`, - подчеркивает исполнительный менеджер компании `Анкор` Мария Маргулис.
Скажем сразу: участникам ни одного из упомянутых выше мероприятий не удалось прийти к единому рецепту решения данных проблем. Фактически общение в режиме свободного обмена мнениями свелось к обоснованию двух пока непримиримых позиций.
Сторонники одной убеждены, что новые кадры компании должны готовить для себя сами, набирая молодежь еще со студенческой скамьи, другие уверены, что хороших специалистов лучше покупать готовыми, предлагая им лучшие условия, переманивая при необходимости от конкурентов.
Как заметил директор регионального центра рекрутинга и тренинга петербургского филиала ОАО `Северо-Западная дирекция `РОСНО` Евгений Ерофеев, новые сотрудники требуются фирме сегодня, а не послезавтра, а системная работа с практикантами и стажерами требует планирования кадровой политики на пять лет вперед, что в нынешних условиях едва ли возможно.
Примечательно в данном случае, что сторонники обеих точек зрения придают вузовской подготовке второстепенную роль, ставя на первое место обучение в деле. Наибольшее раздражение у представителей бизнеса, если суммировать высказывания участников обоих мероприятий, вызывает то обстоятельство, что прием на работу выпускника вуза сегодня практически неизбежно становится предметом рискового инвестирования: вложения в доучивание и переучивание нового сотрудника практически неизбежны, а гарантий, что он затем не захочет уволиться, просто нет.
Ломать лед недоверия в такой ситуации и вузам, и студентам приходится собственными руками. Одним из примеров такого движения можно назвать ярмарку студенческих PR-вакансий `ИНСАЙТ`, состоявшуюся в апреле в Центральном музее связи имени Попова.
Мероприятие было достаточно локальным, его участниками стали студенты гуманитарного факультета Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций и представители телекоммуникационных компаний и агентств по связям с общественностью.
- В психологии инсайт - это момент озарения, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы. Для ярмарки PR-вакансий ИНСАЙТ - это аббревиатура, расшифровывающая ее миссию: Идем Навстречу Студенческой Активности - Интенсивное Трудоустройство, - пояснила журналистам Полина Колодяжная, один из организаторов мероприятия.
Подобные мероприятия время от времени проводят и в ряде других петербургских вузов. Точной статистики, сколько именно молодых людей смогли по их итогам найти работу, а сколько компаний - получить новых специалистов, разумеется, нет. Да и значение подобных встреч, прежде всего, скорее просветительское, и цель здесь - сделать первый шаг в общении заинтересованных сторон.
Более системная работа идет в течение всего учебного года. Значительная часть вузов города уже обзавелась собственными центрами занятости. В Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов, к примеру, он работает уже два года, занимаясь координацией связей работодателей и вуза.
В Российском государственном гидрометеорологическом университете последипломной судьбой выпускников занимается управление дополнительного образования и трудоустройства студентов. По словам его начальника Владимира Иванова, в специальном банке данных, который создан сотрудниками управления, есть профессии не только гидрометеорологического профиля.
Университетские специалисты ищут любые организации, которые заинтересованы в найме студентов, причем как полной, так и частичной занятости, и к ним уже обращаются работодатели из Петербурга и из регионов России вплоть до Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Все вакансии размещают в Интернете, там же можно найти и резюме молодых специалистов, кто ищет работу.
В западных странах существует понятие сандвичной, как говорят в Великобритании, или корпоративной, по американской терминологии, системы обучения. При использовании этого метода учебные курсы как бы прослаивают целыми семестрами, когда студенты покидают университетские аудитории и отправляются на стажировки, которые по мере продвижения к последнему курсу постепенно становятся полноценной работой, а дипломные проекты - частью производственных заданий и после защиты идут не в архив, а в дело.
В Петербурге по такой системе до сих пор работает только один вуз - Государственный институт машиностроения (ЛМЗ-ВТУЗ), который связан долгосрочными договорами более чем с двадцатью промышленными предприятиями города (для сравнения: в Америке по этой системе работает около 40% высших учебных заведений).
Как сообщил первый проректор ЛМЗ-ВТУЗ Юрий Зубарев, за два последних года, по официальной статистике, на биржу труда обратились менее десяти выпускников института, в то время как в среднем по городу согласно тем же данным прибегать к помощи службы занятости вынуждены до 30% свежеиспеченных дипломированных специалистов.
Конечно, утверждать, что единственно верный вариант решения есть, было бы, по меньшей мере, наивно. Однако опыт последних лет работы вузов и работодателей показывает, что результат достигается в первую очередь тогда, когда активные шаги предпринимает, прежде всего, высшая школа. Те, кто занимается бизнесом, за последние годы приучились жить в режиме непрерывного аврала, латая дыры там, где возникают проблемы, и кадровой политики большинства фирм это касается едва ли не в первую очередь.
Еще далеко не отошел в прошлое тот период, когда значительная часть предпринимателей вела дела по родственно-кумовской схеме, предпочитая компетентности лояльность и преданность. Выстраивать систему в таких условиях практически невозможно.
В подобной ситуации консерватизм, которым традиционно славится высшая школа, может сыграть положительную роль, ибо без долгой кропотливой работы навести прочные мосты между работодателями и основной массой молодых специалистов сложно. Как представляется, в большинстве своем руководство вузов это уже осознало: достаточно пробежаться по публикациям последнего года, чтобы отметить, насколько участились разговоры о связи образования с практикой.
Пока на государственном уровне идут разговоры о формировании `госзаказа` на выпускников или о возрождении в той или иной форме распределения, перемены на уровне реальной жизни уже начались.
|