Синдром раздвоения коснулся самых разных сфер российского народного хозяйства: статистика фиксирует, с одной стороны, рост производства товаров и услуг, а с другой - спад на фондовом рынке, увеличение доли взаимных неплатежей. Наблюдается приток инвестиций, но обостряется их дефицит, из-за чего замедляются модернизация оборудования и реновация предприятий. Декларируют старт глубоких реформ, но пока нет утвержденных новых программ, автоматически продолжают действовать старые нормы и правила...
В чем причины? Для начала сравним объемы физического и стоимостного производства промышленной продукции. Как выясняется, валовая выработка продукции в ряде отраслей (черная металлургия, машиностроение, легкая и фармацевтическая промышленность) снижается. Откуда же тогда берут данные о росте экономики?
Рост-то действительно есть, но в стоимостном выражении, то есть за счет повышения цен: в России многие предприятия пользуются благоприятной конъюнктурой на мировых рынках, где котировки на многие виды сырья увеличиваются. Особую позицию в этом списке занимает нефть: в России растет как ее добыча, так и ее цена.
Запасов валюты все больше,
а рынка все меньше
Забавно, но чем больше в России рассуждают о необходимости усилить госрегулирование, тем все меньше государство использует на практике рыночные механизмы для равномерного перераспределения сверхдоходов, образующихся в прибыльных экспортно ориентированных отраслях в пользу тех секторов экономики, которые действительно нуждаются в поддержке. Кстати, нет даже четких приоритетов в этой сфере. При этом обильный экспорт укрепляет курс рубля по отношению к доллару, что, в свою очередь, снижает интерес предприятий к импортозамещению.
Зависимость российской экономики от экспорта повышает инвестиционные риски, сокращает ликвидность активов российской промышленности, что отражается и на динамике индекса РТС, котировках российских `голубых фишек`. Образовался так называемый эффект `переплаченного` спроса, когда рынок корпоративных бумаг охлаждается после интенсивного притока капиталов из-за того, что реальная ситуация в российской экономике не соответствует ожиданиям инвесторов.
Однако если столь динамично растет вывоз за рубеж таких стратегически важных для России товаров, как нефть, черные и цветные металлы, изделия лесопромышленного сектора, минудобрения, то, следовательно, внутренний рынок сужается. На нем набирают обороты только те отрасли, которые разогревает сектор потребления: выпуск стройматериалов, строительство, услуги, торговля и общепит.
И это весьма неустойчивая тенденция. Ведь и сектор потребления подвержен влиянию разновекторных сил. Действительно, предприятия еще не успели аккумулировать дополнительные доходы от послабления в системе сбора налогов для повышения зарплаты персоналу, как уже в Правительстве РФ стремятся вынуть из кошелька простых граждан весомую часть средств. Ведь, по сути, правительство прилагает энергичные усилия, чтобы поскорее сбросить бремя госрасходов, сократив вместе с субсидиями бюджетные обязательства на $4-5 млрд. Как следствие, можно прогнозировать откат в потребительском секторе со всеми вытекающими последствиями.
В России не могут также в полной мере насладиться повышением цен на мировых рынках, потому что сырье продают в основном за доллары, а готовую продукцию покупают за евро. Практически весь импорт поступает через оптовиков еврозоны, что фактически изымает из российской экономики солидную маржу в пользу стран Евросоюза.
Видят ли в Правительстве РФ опасные процессы, развивающиеся в недрах отечественной экономики? Об этом предпочитают не говорить. Вместо этого чиновники повторяют заклинание о необходимости скорейшего удвоения внутреннего валового продукта, ускорения полной конвертируемости рубля. А голоса скептиков заглушают весомым аргументом - ростом золотовалютных резервов России, которые в мае достигли $83,2 млрд (+8,2% к январю 2004-го). С такими накоплениями, мол, никакой финансовый кризис в обозримом будущем не грозит, даже если мировые цены на нефть пойдут вниз. Да и традиционный цикл роста и сохранения высоких мировых котировок на углеводороды (примерно 5 лет) еще не истек.
Потому есть неплохие шансы продолжить накапливать золотовалютные резервы по крайней мере до 2006 года как индульгенцию от возможного кризиса при неблагоприятной для России конъюнктуре на мировом рынке...
Чиновники шагают в олигархи
Крайне трудно понять, что происходит с административной реформой. О ней немало говорят с высоких трибун. Но на практике ее пока не видят даже те чиновники, которым сейчас обещана солидная прибавка к зарплате. Пока ее получили только руководители 10% высших правительственных структур. Причем разрыв по доходам между рядовыми исполнителями и руководителями увеличился в разы. Иными словами, система оплаты труда чиновников калькирует аналогичную схему в частном секторе. Поэтому расслоение общества не только не сглаживается, но, наоборот, усиливается.
Увеличивается и нагрузка на госбюджет. Особенно сейчас, когда в стране - `двоевластие` (параллельно существуют как упраздненные, так и вновь созданные министерства и службы), а в некоторых случаях и `троевластие`. Так, в документообороте одновременно присутствуют старое министерство связи, федеральное агентство и новое Минсвязи РФ. Соответственно в функциях чиновников - полная мешанина: одни по-прежнему сидят в кабинетах и получают зарплату, хотя вроде как уже лишились прежней должности, а другие имеют зарплату, но у них нет постоянного рабочего места. Крайне удобное время для махинаций: можно дать ход старым инструкциям, издать временные нормативные акты, а можно вообще не принимать никаких решений!
Административная реформа вносит противоречия не только на федеральном, но и на региональном уровне. В частности, планируется расширить управленческие функции субъектов РФ и одновременно усилить централизацию финансов в Центре - регионам лишь делегируют права по управлению казенными средствами. В теории это, может, и выглядит красиво, но на практике последствия очевидны: возникает угроза дезорганизации региональных бюджетов. Первые признаки этого уже налицо...
Возникает вопрос: для чего нужны вся эта чехарда и путаница? Не вносят ли ее осознанно по каким-то политическим мотивам? Ведь известная китайская стратагема (правило для достижения победы) гласит: желания соперника, реализованные не в срок и в другой обстановке, приводят к результату, прямо противоположному ожидаемому.
Остается только догадываться, чего в России хотят на самом деле?
Одна из версий - пессимистическая: усилия реформаторов сводятся к тому, чтобы обеспечить приток средств новым олигархам в будущем. `Совместный труд в мою пользу, - говорил Шарику Кот Матроскин, - облагораживает`.
|