Об этом шла речь на конференции, организованной комитетом финансов Ленобласти совместно с корпорацией `Парус`, разрабатывающей программное обеспечение бухгалтерских служб. В работе форума приняли участие специалисты Минфина РФ, профессиональных объединений, а также бухгалтеры, занятые исполнением бюджета и обслуживающие бюджетные организации.
Бухгалтеров бюджетной сферы в будущем году ожидают, можно сказать, революционные изменения в учете. Между тем доклад, с которым выступил начальник отдела статистики Главного управления Федерального казначейства Минфина Владимир Зеленский, был пронизан, пожалуй, чрезмерным оптимизмом.
Это дало повод члену экспертного совета по информационным технологиям при Госдуме РФ, президенту корпорации `Парус` Александру Карпачеву в своем выступлении отметить: `Докладчик пытается убедить бухгалтеров, что реанимационные меры им не понадобятся. А ведь речь идет не о косметическом ремонте, а о преодолении `ада` тяжких преобразований`. О том, что под этим `адом` подразумевается, поведал, собственно, и сам представитель министерства. Россия постепенно переходит на мировые стандарты бюджетной отчетности, к которым МВФ предъявляет весьма жесткие требования. Кроме того, реформируется вся бюджетная сфера, в которой учет играет важнейшую роль.
Перед страной стоит невиданная доселе задача - вывести на финансовую авансцену плеяду бухгалтеров-бюджетников, готовых на равных конкурировать со своими коллегами из коммерческих структур. Для этого надо, по словам В. Зеленского, и сам бюджетный учет приблизить к коммерческому, вооружить финансистов из бюджетной сферы инструментарием для анализа информации и оценки эффективности использования бюджетных средств. Скажем, надо научиться определять, какой вид услуг выгоднее производить в самой бюджетной организации, а какой - приобретать на рынке. В некоторых странах, к примеру, отказались от создания собственных служб по подготовке годовой отчетности, привлекая временных специалистов. Такой краткосрочный наем существенно снижает расход средств, направляемых на пенсионное обеспечение сотрудников.
На федеральном уровне готовы поднять бухгалтерскую планку еще выше. К финансовым работникам из бюджетной сферы предъявляются, в частности, требования: знать экономическую политику, готовить для политиков информацию, позволяющую принимать эффективные законы и решения.
- Приближается этап `гегемонии` бухгалтеров-интеллектуалов; уйдут в тень те, кому эта ноша непосильна, - убеждена начальник департамента казначейского исполнения бюджета областного комитета финансов, лауреат конкурса на звание `Лучший бухгалтер России` Валентина Николаева. - Стержнем реформы станет введение единого Плана бюджетного учета и инструкции по его применению.
Здесь необходимо пояснение. Сегодня исполнители бюджетов и бюджетные организации ведут учет по разным, утвержденным Минфином в 1999 году, инструкциям. Областному комитету финансов пришлось организовать `двойную` бухгалтерию: он и бюджет исполняет, и учреждением бюджетной сферы является. Единый План счетов интегрирует оба вида учета в один и приближает его к тому, что используется в коммерческом секторе. Но дело не только в этом. По мнению В. Николаевой, новый документ позволит лучше ориентироваться в тонкостях бюджетной `кухни`, считывать намного больше информации для ее обработки и анализа.
Готов согласиться, что такие финансисты от бога, как моя собеседница, станут более чем достойными конкурентами коллег из рыночных структур. Труднее представить, как сложатся судьбы обычных бухгалтеров-бюджетников, десятилетиями привыкавших к роли малозаметных `винтиков` финансовой системы. Нельзя предсказать реакцию директорского корпуса, где многие руководители смотрят на бухгалтеров, как на регистраторов цифр и процентов.
Наконец, по данным корпорации `Парус`, далеко не все благополучно с техническим обеспечением бухгалтерий, более трети которых в бюджетной сфере не располагают современными компьютерами и программами. А ведь именно высокоэффективные программные комплексы по автоматизации учета, один из которых планируют запустить в областном комитете финансов, должны взять на себя рутинные учетные и регистрационные функции. При этом высвободится время для аналитических операций.
- Чтобы смягчить ход реформирования, избежать значительных кадровых потерь и неразберихи, мы решили уже сейчас готовиться к нововведениям,- комментирует вице-губернатор, председатель комитета финансов Ленобласти Александр Яковлев. - Разработан и утвержден план, предусматривающий учебные занятия и курсы для бухгалтеров-бюджетников, обследование уровня технической оснащенности бюджетных организаций, открытие консультационного центра с `горячей линией` связи. Легкой жизни финансисты не ждут. Но реформа назрела, поскольку нацелена на финансовое оздоровление страны и ее регионов.
|