Крупные трейдеры не возражали против того, чтобы новые пятна застройки выставлялись на открытые торги. Однако они не согласились на передел 61 участка под строительство АЗС, которые ранее были распределены на заседаниях Инвестиционно-тендерной комиссии. Причем владельцы 28 участков уже получили разрешение на строительство АЗС.
В правительстве попытались заставить хозяев участков доплатить за них по рыночной цене. Или площадки пойдут с торгов, где победителя обязывали компенсировать прежнему владельцу его затраты. И вот здесь трейдеры проявили стойкость.
Тогда власти Петербурга на полгода взяли тайм-аут для того, чтобы зарезервировать территории под АЗС, опубликовать схемы размещения автозаправок, объявить открытые торги, к которым обещали допустить только тех, кто согласится перечислять акцизы в городскую казну. Иными словами, платить налоги не по месту регистрации офиса, а по фактической `прописке` АЗС - то есть там, где продают топливо.
На это согласились 12 компаний: `ПТК Терминал` (занимает 27,5% городского рынка АЗС), `ЛУКОЙЛ Северо-Западнефтепродукт` (от 8,5% до 12% - по данным из разных источников), `Несте СПб` (10,1%), `Балт-Трейд-Терминал` (7,4%), `Славнефть-СПб` (7,3%), `Балтик-Петролиум`, `Норд-Вест-Ойл инк`, `Гранат`, `Рекорд`, `Завод им. Шаумяна` и `Нефтебаза `Красный нефтяник`, а в 2004 году к ним присоединился `Киришиавтосервис`.
`Татнефть-Балтика`, `Шелл-АЗС` и `Фаэтон` тоже готовы взять на себя обязательства по перечислению налогов в бюджет Петербурга.
Понятно, что площадки вдоль КАД - магнит для трейдеров. Они прекрасно знают, что АЗС в городе недостаточно. Сейчас на одну автозаправку в среднем приходится 4 тыс. автотранспортных средств.
Для сравнения: в Москве - 3,8 тыс., в Англии - 2 тыс., в Италии - 1 тыс. С учетом темпов автомобилизации, к 2015 году количество АЗС в Петербурге должно, как минимум, утроиться.
Между тем свободных площадок, пригодных для строительства, в городе остается все меньше. Поэтому тот, кто столбит территорию сейчас, завтра сможет увеличить свою долю присутствия на рынке. Среди таких претендентов - ОАО
`ЛУКОЙЛ`, чья дочерняя компания на Северо-Западе РФ предусматривает строительство 50 АЗС.
Концерн обещает инвестировать в проект около $40 млн. В 2002-2003 гг. его капиталовложения в автозаправочный рынок Петербурга оценивались в $25 млн. Таким образом, в ближайшей перспективе доля компании может удвоиться.
Заметим, что в 1999 году в ОАО
`ЛУКОЙЛ` рассчитывали на 30% петербургского рынка. Однако экспансия, по неофициальным данным, сдерживалась группой нефтетрейдеров, которые фактически контролировали при губернаторе В. Яковлеве. Тогда земли под АЗС выделялись целевым распределением только тем компаниям, которые завоевали доверие прежней администрации города.
В правительстве Петербурга в 2003 году вроде бы обещали отдать предпочтения тем компаниям, которые готовы больше инвестировать в городскую инфраструктуру и соответственно платить налоги. Однако весной 2004 года былые намерения претерпевают метаморфозы: вместо открытых торгов в конце марта проведен закрытый аукцион на 2 участка под строительство АЗС вдоль КАД.
Тем не менее руководство ряда компаний считает, что сегодня нефтерынок стал прозрачнее и доступнее для вхождения новых сильных игроков. Однако малые фирмы недовольны усилением крупных игроков: ведь политика, поощряющая передел рынка в пользу владельцев нефтезаводов и наливных терминалов, в конце концов может привести к ослаблению конкуренции, что создаст предпосылки для роста цен на топливо.
|