Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Театр абсурда - ЭиВ N 19 (506)
КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА
Театр абсурда
No. 19 (506) 24.05.2004
Алексей ЕРОФЕЕВ
Применительно к любым нововведениям в государственной системе можно сказать, что всякое постановление или закон лишь тогда чего-нибудь стоит, если работает на благо людей. А если не работает, то кому это надо? Разве что чиновникам, для которых было бы распоряжение свыше, а место приложения ему всегда найдется. Без разбора на пользу дела или во вред ему: ведь чиновники везде, а в России особенно, всех и вся готовы мерить одной мерой
Так было сто лет назад, так происходит и сейчас. Для них что автобусный парк, что театр - никакой разницы нет. Логика проста - и то и другое является бюджетной организацией. Значит, извольте подчиняться закону или распоряжению, какими бы они ни были. Именно так и произошло в Петербурге с казначейской системой, введенной с 1 января прошлого года, действие которой распространяется на творческие коллективы. Особенно больно это ударило по театрам.

Результат не замедлил сказаться: новых постановок стало меньше. Почему? Потому что вопреки статье 71 Бюджетного кодекса РФ, по которой бюджетным организациям разрешено осуществлять закупки до 2 тыс. МРОТ по хозяйственным договорам, то есть пошел, купил, отчитался, в Петербурге ввели особую статью в городской бюджет. Она предполагает проведение конкурсной системы покупок на любую мелочь, если эта мелочь стоит даже одну копейку. Но копейка-то государственная, считает чиновник. И для него неважно, что отчет за нее будет стоит сотни рублей.

А это уже не что иное, как шаг к абсурду.

- Вот наглядный пример, который я всегда привожу на эту тему, - говорит генеральный директор петербургского театра-фестиваля `Балтийский дом` Сергей Шуб (на снимке). - Предположим, нам для спектакля нужна курица. Казалось бы, в чем проблема? Пошел в магазин и купил. Нет, не все так просто. Знаете, что мне сказали в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли? Мне предложили заключить договор с тремя птицефабриками, провести среди них конкурс, чтобы выявить, на какой можно покупать куриц дешевле! Справедливости ради надо сказать, что разговор этот состоялся в мае прошлого года, то есть при прежнем руководстве комитета.

Чушь, не правда ли? Ведь спектакль, в котором едят курицу, идет не каждый день, а два-три раза в месяц. Куда девать остальную птицу, купленную по конкурсу? Отдавать артистам и руководству театра для домашнего употребления? Но это как раз будет чистой воды казнокрадство.

Однако требования городского закона, по которому сегодня должны жить петербургские театры, предполагают проведение конкурса на все и вся.

- Абсурдность ситуации доходила до того, что нас заставляли проводить конкурс при выборе режиссера, художника, композитора, давая при этом иезуитские советы: мол, выбирайте самого талантливого и самого дешевого! - продолжает Сергей Шуб.

Что тут скажешь?! Самый дешевый и самый талантливый одновременно - это что-то вроде отрыжки советской системы экономики. Да и потом, почему профессионалы должны доказывать временщикам, что шить костюмы для спектакля нужно у Инны Новиковой или Аллы Коженковой? Понятно, что по тендеру они не выиграют. Их услуги будут всяко дороже, чем какого-нибудь даже прекрасного ателье, специализирующегося, тем не менее, на пошиве не театральных костюмов, а солдатских гимнастерок. То же самое - и с композиторами, с режиссерами.

Безусловно, некий композитор Пупкин напишет музыку за меньшие деньги, чем Андрей Петров или Владимир Дашкевич, а какой-нибудь заштатный режиссер Тютькин обойдется дешевле, чем, скажем, Кама Гинкас или Петр Фоменко. Но что это будет за музыка и что за постановка, в каких костюмах будут щеголять на сцене артисты, которых тоже можно набирать по тому же принципу?!

Что уж тут говорить о проблеме нарушения авторских прав?! Однако коль скоро мы упомянули фамилию Фоменко, остановимся на ней. Тендерная система, распространенная на творческие коллективы, привела в Москве к анекдотическому случаю. Некая фирма выиграла некий конкурс на проведение работ в театре Фоменко. Когда они узнали об этом, то одновременно и обрадовались, и удивились: `А мы и не знали, что у Коли Фоменко есть театр!` Так-то. А что скажешь, если ребята - не театралы. Ну откуда им знать, что, помимо очень талантливого, но нагловатого и вездесущего Николая, есть прекрасный режиссер Петр Фоменко?!

Эту историю с тендером рассказала ректор Государственного института инновационных программ повышения квалификации и переподготовки работников культуры Елена Левшина.

Она же добавила, что таких нелепостей, как в Петербурге, нет нигде в России. Там, по крайней мере, театральные счета в казначействе выделены в отдельную строку. У нас же даже собственные, заработанные самим театром средства невозможно провести, минуя казначейство. Причем не напрямую, а через Комитет по культуре городской администрации. И так-то счета проходят не очень быстро, а при посредничестве темп еще больше замедляется. Все это тормозит творческий процесс, а подчас превращает его просто в бессмысленную работу. Это случается, когда по вине чиновников деньги где-то застревают и театр не может своевременно выкупить заказ. В итоге и деньги пропадают, и заказ остается не выкупленным. А это опять же удар по карману налогоплательщиков, поскольку вся эта нелепица

оплачивается из бюджетных денег.

- Мы оказались заложниками непонятной чиновничьей игры, - резюмирует Сергей Шуб. - Парадокс данной ситуации в том, что ее абсурдность понимают все: наши коллеги, руководство в Комитете по культуре и депутаты Законодательного собрания города, принявшие в свое время закон о бюджете Санкт-Петербурга, доводящий до абсурда положения закона федерального. Понимают это и чиновники комитов финансов и экономического развития, на которых обрушилась лавина дополнительной работы. И самое печальное (это ни для кого не секрет), что никакой реальной экономии бюджетных средств нет, наоборот.

И все идет как будто под знаком борьбы с коррупцией. Когда мне говорят, что делается это для того, чтобы государство не обкрадывали, я хочу спросить: а наш театр - не государство? В конце концов есть контрольно-счетная палата, контрольно-ревизионное управление и другие проверяющие органы. Раньше-то жили без этой тендерной системы. Да, тендер в ряде случаев абсолютно оправдан, но нельзя экстраполировать его на текущий процесс творчества. Это приводит к глупости и трате лишних государственных средств. Об этом говорили недавно на семинаре руководителей театров, который прошел в СТД в поселке Молодежное. Совет директоров театров Петербурга и Институт инновационных программ пригласили за `круглый стол` представителей творческих организаций, Комитета по культуре и Министерства культуры и массовым коммуникациям России. Выяснилось, что сложившейся ситуацией озабочены все. Председатель Комитета по культуре Н. Кущенкова пообещала нам твердую поддержку в правительстве города. Так что мы сейчас в надежде и ожидании, что здравый смысл все же возобладает.

Театры не требуют для себя каких-то льгот. Только лишь соблюдения определенных правил и приведения городского законодательства в соответствие с федеральным.



Другие материалы рубрики
КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА
25.04.05Новая Голландия - имиджевый проект
25.04.05Ив Сен-Лоран везет русские модели
25.04.05Правда о правах человека
25.04.05Дело, которому служит Владимир Гусев
26.07.04Фестиваль под открытым небом
26.07.04Мобильный Эрмитаж
26.07.04Реклама над городом...
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru