Так было сто лет назад, так происходит и сейчас. Для них что автобусный парк, что театр - никакой разницы нет. Логика проста - и то и другое является бюджетной организацией. Значит, извольте подчиняться закону или распоряжению, какими бы они ни были. Именно так и произошло в Петербурге с казначейской системой, введенной с 1 января прошлого года, действие которой распространяется на творческие коллективы. Особенно больно это ударило по театрам.
Результат не замедлил сказаться: новых постановок стало меньше. Почему? Потому что вопреки статье 71 Бюджетного кодекса РФ, по которой бюджетным организациям разрешено осуществлять закупки до 2 тыс. МРОТ по хозяйственным договорам, то есть пошел, купил, отчитался, в Петербурге ввели особую статью в городской бюджет. Она предполагает проведение конкурсной системы покупок на любую мелочь, если эта мелочь стоит даже одну копейку. Но копейка-то государственная, считает чиновник. И для него неважно, что отчет за нее будет стоит сотни рублей.
А это уже не что иное, как шаг к абсурду.
- Вот наглядный пример, который я всегда привожу на эту тему, - говорит генеральный директор петербургского театра-фестиваля `Балтийский дом` Сергей Шуб (на снимке). - Предположим, нам для спектакля нужна курица. Казалось бы, в чем проблема? Пошел в магазин и купил. Нет, не все так просто. Знаете, что мне сказали в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли? Мне предложили заключить договор с тремя птицефабриками, провести среди них конкурс, чтобы выявить, на какой можно покупать куриц дешевле! Справедливости ради надо сказать, что разговор этот состоялся в мае прошлого года, то есть при прежнем руководстве комитета.
Чушь, не правда ли? Ведь спектакль, в котором едят курицу, идет не каждый день, а два-три раза в месяц. Куда девать остальную птицу, купленную по конкурсу? Отдавать артистам и руководству театра для домашнего употребления? Но это как раз будет чистой воды казнокрадство.
Однако требования городского закона, по которому сегодня должны жить петербургские театры, предполагают проведение конкурса на все и вся.
- Абсурдность ситуации доходила до того, что нас заставляли проводить конкурс при выборе режиссера, художника, композитора, давая при этом иезуитские советы: мол, выбирайте самого талантливого и самого дешевого! - продолжает Сергей Шуб.
Что тут скажешь?! Самый дешевый и самый талантливый одновременно - это что-то вроде отрыжки советской системы экономики. Да и потом, почему профессионалы должны доказывать временщикам, что шить костюмы для спектакля нужно у Инны Новиковой или Аллы Коженковой? Понятно, что по тендеру они не выиграют. Их услуги будут всяко дороже, чем какого-нибудь даже прекрасного ателье, специализирующегося, тем не менее, на пошиве не театральных костюмов, а солдатских гимнастерок. То же самое - и с композиторами, с режиссерами.
Безусловно, некий композитор Пупкин напишет музыку за меньшие деньги, чем Андрей Петров или Владимир Дашкевич, а какой-нибудь заштатный режиссер Тютькин обойдется дешевле, чем, скажем, Кама Гинкас или Петр Фоменко. Но что это будет за музыка и что за постановка, в каких костюмах будут щеголять на сцене артисты, которых тоже можно набирать по тому же принципу?!
Что уж тут говорить о проблеме нарушения авторских прав?! Однако коль скоро мы упомянули фамилию Фоменко, остановимся на ней. Тендерная система, распространенная на творческие коллективы, привела в Москве к анекдотическому случаю. Некая фирма выиграла некий конкурс на проведение работ в театре Фоменко. Когда они узнали об этом, то одновременно и обрадовались, и удивились: `А мы и не знали, что у Коли Фоменко есть театр!` Так-то. А что скажешь, если ребята - не театралы. Ну откуда им знать, что, помимо очень талантливого, но нагловатого и вездесущего Николая, есть прекрасный режиссер Петр Фоменко?!
Эту историю с тендером рассказала ректор Государственного института инновационных программ повышения квалификации и переподготовки работников культуры Елена Левшина.
Она же добавила, что таких нелепостей, как в Петербурге, нет нигде в России. Там, по крайней мере, театральные счета в казначействе выделены в отдельную строку. У нас же даже собственные, заработанные самим театром средства невозможно провести, минуя казначейство. Причем не напрямую, а через Комитет по культуре городской администрации. И так-то счета проходят не очень быстро, а при посредничестве темп еще больше замедляется. Все это тормозит творческий процесс, а подчас превращает его просто в бессмысленную работу. Это случается, когда по вине чиновников деньги где-то застревают и театр не может своевременно выкупить заказ. В итоге и деньги пропадают, и заказ остается не выкупленным. А это опять же удар по карману налогоплательщиков, поскольку вся эта нелепица
оплачивается из бюджетных денег.
- Мы оказались заложниками непонятной чиновничьей игры, - резюмирует Сергей Шуб. - Парадокс данной ситуации в том, что ее абсурдность понимают все: наши коллеги, руководство в Комитете по культуре и депутаты Законодательного собрания города, принявшие в свое время закон о бюджете Санкт-Петербурга, доводящий до абсурда положения закона федерального. Понимают это и чиновники комитов финансов и экономического развития, на которых обрушилась лавина дополнительной работы. И самое печальное (это ни для кого не секрет), что никакой реальной экономии бюджетных средств нет, наоборот.
И все идет как будто под знаком борьбы с коррупцией. Когда мне говорят, что делается это для того, чтобы государство не обкрадывали, я хочу спросить: а наш театр - не государство? В конце концов есть контрольно-счетная палата, контрольно-ревизионное управление и другие проверяющие органы. Раньше-то жили без этой тендерной системы. Да, тендер в ряде случаев абсолютно оправдан, но нельзя экстраполировать его на текущий процесс творчества. Это приводит к глупости и трате лишних государственных средств. Об этом говорили недавно на семинаре руководителей театров, который прошел в СТД в поселке Молодежное. Совет директоров театров Петербурга и Институт инновационных программ пригласили за `круглый стол` представителей творческих организаций, Комитета по культуре и Министерства культуры и массовым коммуникациям России. Выяснилось, что сложившейся ситуацией озабочены все. Председатель Комитета по культуре Н. Кущенкова пообещала нам твердую поддержку в правительстве города. Так что мы сейчас в надежде и ожидании, что здравый смысл все же возобладает.
Театры не требуют для себя каких-то льгот. Только лишь соблюдения определенных правил и приведения городского законодательства в соответствие с федеральным.
|