Незадолго до майских праздников новый министр образования и науки России Андрей Фурсенко сделал несколько заявлений, которые, с определенной поправкой, можно назвать программными
Во-первых, он сообщил, что свое видение реформ в образовании намерен обнародовать ближе к началу нового учебного года. Эти слова были однозначно истолкованы как отказ от весьма противоречивого курса, которым шел предшественник господина Фурсенко Владимир Филиппов, сторонник единого госэкзамена, государственных именных финансовых обязательств и прочих нововведений.
Во-вторых, новый министр сказал, что рано или поздно Россия придет к платному высшему образованию.
Деньги уже правят
По последним официальным данным, в России действуют 607 государственных и 358 негосударственных вузов, имеющих государственную аккредитацию. В 2004 году на бюджетные места поступят около 700 тысяч абитуриентов, около полумиллиона станут студентами коммерческих отделений государственных вузов, еще 250 тысяч выберут высшие негосударственные образовательные учреждения (ВНОУ).
Таким образом, коммерческое высшее образование не просто стало свершившимся фактом, оно постепенно вытесняет бюджетное и без каких-либо проводимых сверху реформ. Следует еще учесть, что определенная часть бесплатных мест на самом деле таковой не является.
Официальной статистики на сей счет, разумеется, нет и быть не может, но в частных разговорах сотрудники ряда петербургских вузов признаются, что поступить к ним на бюджетные отделения по наиболее престижным специальностям гуманитарного профиля без блата или взяток практически невозможно.
На это обстоятельство, надо отметить, не устают указывать многие руководители негосударственных вузов. Так, на состоявшемся на прошлой неделе в информационном агентстве `Росбалт` `круглом столе` директор по маркетингу Санкт-Петербургского международного института менеджмента Дмитрий Павлов отметил, что `в платных учебных заведениях нет таких моментов, когда бюджетная форма обучения все равно оказывается платной`.
А система поступления в негосударственные вузы, по словам господина Павлова, выгодно отличается от государственной большей прозрачностью.
Сегодня негосударственное образование, как среднее так и высшее, приблизилось к определенному экономическому рубежу. Существенно подымать плату за обучение, равняясь на Запад, означает немедленную гибель: те абитуриенты, кто сможет платить, наверняка предпочтут заграничные дипломы, кто не сможет - просто не придет.
Демпинговать тоже опасно, недолго и `в минус` выйти. Хотя большинство негосударственных вузов по статусу является некоммерческими организациями, работать в убыток они, разумеется, не могут.
В таком положении любое резкое движение властей способно просто-напросто `обрушить` систему негосударственного образования. Наша газета уже писала о том, что циркулирующая в Петербурге информация о том, что стоимость аренды помещений для частных школ может вырасти на порядок, однозначно приведет к закрытию большинства из них. То же самое с полным основанием можно сказать и про негосударственные вузы.
Имидж - ничто...
Выход из такой ситуации - вести себя активнее, жестче отстаивать свои интересы. До сих пор голос представителей негосударственных вузов зачастую тонул в рассуждениях о путях реформы российского образования. Соответственно, и влияние тех или иных шагов на ВНОУ учитывалось `по остаточному принципу`.
В апреле в Петербурге группа сотрудников Европейского университета и местного филиала Высшей школы экономики представила результаты исследования `Негосударственный сектор высшего образования в России: современные проблемы и отношения с государством`.
Презентация сопровождалась дискуссией с участием представителей ряда высших негосударственных образовательных учреждений (ВНОУ). Итог был достаточно неожиданным: авторы исследования категорически отказались ознакомить прессу с полученными результатами, сославшись на то, что в ходе дискуссии открылся ряд новых проблем, не нашедших отражения в отчете.
Казус, на наш взгляд, весьма показательный. Хотя высшее негосударственное образование современной России может вести свою историю с 1992 года, когда появились первые ВНОУ, оно до сих пор существует в некоем ином измерении, где реальность переплетается с огромным количеством вымыслов и искажений.
Возьмем лишь один пример. В отличие от государственных вузов, на которые автоматически работают их история и традиции, негосударственным с самого начала приходилось существовать в рыночных условиях, среди которых одним из основных можно считать правило `Реклама - двигатель торговли`.
Действительно, если сравнивать пиар-активность государственных и негосударственных вузов, индекс получится явно в пользу последних. Что, правда, до сих пор не привело к заметным изменениям в массовом сознании. Как и десять лет назад, `частники` ассоциируются с конъюнктурой, халтурой и даже откровенной `торговлей дипломами`.
Хотя Минобразования РФ еще в 2001 году признало, что `началось реальное укрепление системы негосударственного образования`, сложившегося стереотипа такая оценка сломать не может.
Между тем Владимир Филиппов, занявший после смены правительства пост первого заместителя министра образования, уже в новом качестве заявил, что грань между негосударственными и государственными вузами должна постепенно стираться и главный водораздел должен проходить между вузами, прошедшими государственную аккредитацию и не имеющими таковой.
Примечательно, что в выступлениях руководителей негосударственных вузов все чаще прослеживается риторика, прежде им совсем не свойственная. Например, на вышеупомянутом `круглом столе` в информационном агентстве `Росбалт` в Петербурге ректор Восточно-Европейского института психоанализа Михаил Решетников заявил, что России не следует переходить на принципы, отраженные в так называемой Болонской конвенции.
`Поскольку и я в этом убежден, наша система образования - одна из лучших в мире`, - пояснил ректор.
Напомним, что в сентябре 2003 года наша страна подписала декларацию о присоединении к общеевропейской интеграционной программе в сфере образования, более известной, как Болонский процесс. Участие в нем рассчитано на несколько лет и по оптимальному варианту должно завершиться к 2010 году.
Однако эта работа была связана с проведением ряда преобразований, замышлявшихся еще Владимиром Филипповым, линия которого, как уже говорилось, вполне возможно, не будет продолжена.
Баррикады отменяются
До сих пор с патриотическими рассуждениями о превосходстве российского образования над зарубежным выступали ректоры государственных вузов, в устах которых эти слова являлись `приправой` к призывам и требованиям не снижать, а увеличивать бюджетное финансирование. Теперь, как видим, такие же оценки можно услышать и с другого `фланга`.
По мнению Михаила Решетникова, переход на Болонскую систему будет означать для России заметный проигрыш в качестве образования - ведь европейская система более либеральна, чем отечественная, а следовательно, студенты имеют возможность меньше заниматься.
О чем говорят эти разрозненные, на первый взгляд, факты? Да прежде всего о том, что сближение двух полюсов российского образования - процесс вполне логичный. Если и сегодня две системы еще во многом стоят по разные стороны баррикад, то кое в чем движение навстречу налицо. Вопрос политики в том, насколько оно будет быстрым.
|