Амбиции действующего губернатора Евгения Михайлова, намеренного баллотироваться на третий срок, и проигравшего прошлые выборы предпринимателя Михаила Брячака (местного `короля транзита`) скрестились в принадлежащих им СМИ: на страницах `Псковской правды` (ресурс обладминистрации) и псковского приложения к `АиФ` (финансирование М. Брячака), а также в телеэфире. И хотя принципы публичной политической игры теперь понятны даже обывателю, а высокозатратная бессмысленность их очевидна, нет-нет да и промелькнет конструктивный элемент оппонирования.
Восемь лет не имевшая программы стратегического развития Псковская область в преддверии губернаторских выборов наконец заявила об этой потребности. За программой губернатор обратился в петербургский центр стратегических разработок `Северо-Запад`. Работу провели в течение месяца, тем более что осуществляется она под контролем полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Ильи Клебанова и 25 мая должна быть ему представлена.
Обследовав Псковскую область, специалисты центра предложили четыре схемы развития территории, в зависимости от цен на энергоносители и федеральной политики на местах (размера дотаций). В случае роста энерготарифов и изменений финансирования области предложено делать ставку на транспортный транзит и сельское хозяйство. Однако эти пути развития, по расчетам стратегов, менее предпочтительны: медленно дают отдачу и не позволяют уложиться в сроки, отведенные для удвоения ВВП.
Третий путь - индустриальный, направленный на подъем не утративших актуальности и технического потенциала промзон. Ставка на развитие промышленности целесообразна при отсутствии ценовых скачков в энергообеспечении. Но и при этом условии специалисты центра указывают на опасность кадрового торможения. Промышленность Псковской области требует рабочих массовых профессий - значит не будет проводиться подготовка кадров для перспективных отраслей.
Эксперты сделали вывод, что оптимальными для области являются два направления. Первое - создание инновационно-производственных кластеров, то есть кооперированное развитие предприятий с разработкой перспективных технологий. Второе - дублирование транспортных магистралей Ленобласти и создание логистических центров.
По мнению научного руководителя ЦСР `Северо-Запад` Юрия Перелыгина, для достижения стратегических целей область имеет необходимые возможности, географические и структурные преимущества. Чтобы интенсивно развиваться, необходимо снять многочисленные административные барьеры, публично убеждать в своих преимуществах, развивать инновационную и инвестиционную деятельность, в частности с привлечением госресурсов.
Неожиданный динамизм действий по разработке стратегии области накануне губернаторских выборов позитивен. В предложениях разработчиков не содержится принципиальной новизны. Аналогичные предложения, с большей или меньшей степенью экономической обоснованности, неоднократно высказывались в российских масс-медиа, в частности в `ЭВ` (N 12 от 29.03.2004).
Тем не менее конструктивный интерес к проблемам дотационной территории
СЗФО - факт, питающий надежды населения на экономический рост приграничья. А главное - фактор, мобилизующий энергию местных административных ресурсов. Единственное, что вызывает недоумение: почему на протяжении восьми лет отраслевой штат многочисленных вице-губернаторов не смог просчитать ресурсы, потребности и перспективы подведомственной территории?
|