Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Война не дворцам, а их арендаторам - ЭиВ N 17 (504)
ВЛАСТЬ И БИЗНЕС
Война не дворцам, а их арендаторам
No. 17 (504) 10.05.2004
Владимир ХОЗИКОВ
Петербургские дворцы начнут приватизировать, а нынешних арендаторов - выселять и случиться это может уже в самом ближайшем будущем. Такой поворот следует из заявлений, сделанных на днях губернатором города Валентиной Матвиенко
Она поручила разработать законопроект, который позволит ускорить передачу памятников архитектуры в частные руки. `У каждого исторического здания в городе должен быть настоящий хозяин. Если арендаторы зданий, частные организации не выполняют требований и правил содержания зданий-памятников, с такими арендаторами договор будут без промедления расторгать` - сказала губернатор.

Правда, несколько позднее губернатор уточнила, что кампании по раздаче памятников в Петербурге не будет. Однако планы городской администрации на приватизацию уже одобрили председатель Совета Федерации Сергей Миронов и мэр Москвы Юрий Лужков. Петербургские же власти заявили, что для сохранения исторического наследия требуются миллиарды долларов, которых у города и федерального правительства нет.

Сегодня в Петербурге, по данным городского Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП), более 3000 зданий-памятников местного значения и свыше 2000 - федерального. Тех, кто гарантированно окажется в числе `неприкосновенных`, наверняка можно пересчитать по пальцам: Эрмитаж, Русский музей, Мариинский театр, Государственный университет и другие культурные центры национального и мирового значения. Всем прочим, скорее всего, придется ждать решения своей судьбы.



В музеях рассчитывают

на свою исключительность



Мы отправились по одному из адресов, которые в последние дни называли в числе первых кандидатов на приватизацию, - музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Директор оказалась в загранкомандировке, и беседовать пришлось с ее заместителем Владимиром Усердным, который энергично командовал строителями.

- Да, я слышал, что идут разговоры о приватизации, - подтвердил Владимир Александрович. - Но, по-моему, это лишь слухи. А в них мы не верим. Нормальный человек не станет приватизировать музей Ахматовой. К тому же город дает нам деньги и на ремонт, и на содержание здания.

Пообещав, что если приватизация исторического здания все-таки начнется, пресса немедленно об этом будет оповещена, господин Усердный вернулся к хозяйственным работам.

Гораздо серьезнее оценивают положение музея В. Набокова, который располагается в особняке на Большой Морской улице, 47. Еще до заявлений

В. Матвиенко петербургский Комитет по управлению городским имуществом под угрозой выселения потребовал от музея погасить долг по арендной плате за несколько лет.

На сегодня недоимка достигла $23 тыс., и для музея эта сумма непосильна, однако решающее судебное заседание уже несколько раз переносили в надежде, что между властями и музеем будет достигнуто мировое соглашение.

- Мы ставим вопрос о том, что нас не следует рассматривать как обычного арендатора. Ведь это единственный в мире музей Набокова, и таковым он, скорее всего, и останется, - заявила нам директор музея Татьяна Пономарева. - К тому же свои обязательства по охране памятника мы выполняем, наша проблема - арендная плата.

Новое судебное заседание по этому делу назначено на июль. КУГИ рассматривает вариант мировой при условии хотя бы частичного погашения долга.



Премия милее вензеля



Многих руководителей и владельцев компаний, занимающих площадь в зданиях-памятниках, заявление губернатора наверняка насторожило. Большинство нынешних обитателей бывших дворцов и особняков убедительно просили не указывать их фамилий в печати. `У поручика Голицына и корнета Оболенского денег было куда больше, чем у нас, - образно выразился директор одной научно-технической лаборатории, расположенной неподалеку от Обводного канала. - К тому же это были их дома, а мы здесь не хозяева. Когда мне приходится решать, заплатить людям премию к празднику или потратиться на реставрацию какого-нибудь вензеля, я делаю выбор в пользу своих сотрудников. О здании пусть государство заботится...`

В приемной депутата городского парламента Михаила Амосова, который выступает наиболее последовательным критиком всех жилищно-коммунальных инициатив городского руководства, сообщили, что ЗС пока никак не отреагировало на выступление губернатора.

- Так сложилось, что почти половина депутатов на этой неделе - в командировках, собрание практически не работает, - сообщила нам помощница депутата Екатерина Шувалова. - Но думаю, ЗС безучастным не останется.

- Если приватизация памятников произойдет, то это будет ужасно, - сказал на заседании руководителей гражданских движений Петербурга, посвященному, в том числе, и предполагаемым переменам в жизни исторических зданий, депутат ЗС Игорь Риммер. - Надо принять закон, чтобы запретить приватизацию.

Честно говоря, в масштабное переселение из дворцов в хижины по воле губернатора пока верится с трудом. Как известно, город пока не в состоянии даже найти достаточно квартир для переселения неплательщиков за коммунальные услуги. Что уж говорить о перемещении сотен организаций и десятков тысяч их сотрудников!



А за `фонарь` ответишь!



Политика городских властей в отношении обитателей зданий-памятников в последнее время становится жестче. И это ощущают не только арендаторы, но и собственники. Весьма показательно в этом плане дело, связанное с реконструкцией бывшего фотосалона Карла Буллы, которое сейчас рассматривается в одном из судов Петербурга.

- Мы получили типичное помещение с грязной лестницей, выкрашенной темно-зеленой краской, стены, обитые древесно-стружечной плитой, под которой обнаружили гнилье. Реконструкцию начали потому, что рушилась крыша. У нас есть заключение государственной технической инспекции, в котором значится, что здание является аварийным и нуждается в срочном ремонте, - рассказывает владелец фотосалона Валентин Эльбек.

Государство отказалось помогать частнику в ремонте здания, и владелец начал приводить его в порядок за свой счет. В Комитете по охране памятников предпринимателю порекомендовали лицензированного архитектора, с которым был заключен официальный договор. Ремонт был закончен в начале 2004 года, и 16 января, после почти двухлетних работ, фотография заработала вновь. И тут обнаружилось, что у КГИОПа есть претензии.

- Сегодня КГИОП требует, чтобы мы восстановили световой `фонарь` в его историческом облике, однако сказать, каким он был в прежние времена, никто не может, - поясняет господин Эльбек. Архитектор, по его словам, действительно допустил ошибку: восстанавливал `фонарь` по параметрам советского периода, которые от первоначальных отличаются. Однако сохранились ли вообще данные по историческому облику, никто не знает.

- Если КГИОП действительно хочет восстановить истину, он должен предъявить нам аргументированные претензии, определить, каким должен быть этот фонарь. Комитет же должен знать, что он охраняет, - продолжает предприниматель. - Но информации у них нет, мне за свои деньги пришлось заказать в архиве дореволюционную фотографию нашего здания. А в ГИОПе говорят: `У нас такой порядок: мы сами ничего не оплачиваем`. Но налогоплательщики и государство выделяют огромные деньги на охрану и реставрацию памятников. Хотелось бы знать, на что реально они идут.

- Я категорически против передачи зданий-памятников в частные руки, - сказал архитектор Дмитрий Бутырин, председатель Комиссии по историческому наследию Союза архитекторов Петербурга. - С этим надо подождать, пока сменится, как минимум, одно поколение наших капиталистов, а лучше - два. Я, как реставратор, знаю, что среди нынешних заказчиков есть и такие, кто, получив в собственность особняк, начинает перестраивать его. Они хотят самовыражаться, а не сохранять наследие. Такие хозяева меняют планировки и декор, не задумываясь ни о чем, кроме собственных желаний.



Каждому дворцу нужен хозяин



Представители государственных органов относятся к переходу зданий-памятников в частные руки гораздо спокойнее.

- Приватизация исторических зданий идет давно и это - нормальный процесс. В частности, памятники регионального значения могут переходить в частные руки с начала 1990-х годов, это определено указом президента, - рассказал заместитель председателя петербургского КГИОП Борис Кириков. - Сейчас проблема связана с Законом об охране культурного наследия народов РФ, который вышел летом 2002 года и в котором определено, что памятники федерального значения могут иметь разную форму собственности. Это положение противоречит уже упомянутому президентскому указу.

- Между тем многие пользователи исторических объектов, которые находятся в федеральной собственности, приходят к нам с просьбами о понижении статуса их зданий, - уточнил Б. Кириков. - В ряде случаев и как гражданин, и как государственный служащий я согласен с их просьбами: пусть у здания появится хозяин, который приведет его в порядок, расселит коммуналки, сделает ремонт. Арендатор, которому рано или поздно придется уйти, этим заниматься не станет. Тем более что при приватизации исторических зданий в обязательном порядке составляется так называемое охранное обязательство, в котором фиксируются обязательства нового владельца по сохранению всех элементов декора, убранства планировки, имеющих историческую ценность. Сложность в том, что понизить статус - процедура долгая, такие вопросы решаются на уровне главы правительства.



Другие материалы рубрики
ВЛАСТЬ И БИЗНЕС
18.02.08Таежный аукцион
18.02.08А налогов всегда маловато
18.02.08Псковская область
11.02.08Игры закончились - остались VIP-клубы
11.02.08Хотели как лучше, а попали в `Десяточку`
11.02.08Картбланш - турбизнесу
Туризм в Новгородской области поддержат на законных основаниях
19.11.07Поморский `ренессанс`
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru