Настроение у калининградцев разное: одни опасаются территориальной изолированности анклава от РФ, другие радуются близости с Европой. По мнению губернатора области Владимира Егорова, в новой геополитической ситуации остаются проблемы грузового транзита. Хотя в последний момент 27 апреля в Брюсселе России удалось подписать протокол с ЕС, согласно которому сборы за транзит через территорию Литвы в Калининград будут минимальными, речь все равно идет о значительных суммах. Объем грузового транзита за последние три года вырос в 4 раза и составил в 2003 году 17,5 млн тонн. Правда, одновременно России удалось добиться увеличения квот на поставки в ЕС стали и зерна, сохранить льготы на полеты российских самолетов с повышенной шумностью, а также получить ряд других компенсаций.
В канун вступления в ЕС балтийские соседи напомнили о своих интересах к российским рынкам - десант из 40 бизнесменов из Тарту высадился в Пскове. Поездка была организована внешнеполитическими структурами Эстонии и администрацией Пскова. Бизнесмены сообщили о своей заинтересованности не товары продавать в Пскове, а строить производства.
Параллельно с локальными экономическими переговорами прошли крупные международные форумы. В Калининграде - информационный, где обсуждались возможности и формы информационного сотрудничества РФ со странами ЕС и объединения информпространства Европы. В Пскове - организованная Фондом имени Конрада Аденауэра международная конференция `Россия и Европейский союз - соседи`, собравшая уже знакомых собеседников.
Что сулит политико-экономическая интеграция самим балтийцам? На этот счет в каждой стране существует несколько сценариев развития.
Сегодня экономики трех стран ориентированы на транзитную торговлю и предоставление услуг. Собственное производство (деревообработка, пищевая и легкая промышленность) имеет низкую добавленную стоимость. Поэтому все расчеты - на крупные финансовые вливания Запада в инфраструктуру и производство, ориентированное на экспортный товар. К примеру, Латвия может получить в виде инвестиций ЕС в ближайшие три года 1,6 млрд евро (на обустройство границ, развитие сельского хозяйства, сбалансированность бюджета и т. д.). Аналитики считают, что по своим кадровым ресурсам страна сможет освоить не более
1 млрд евро. Выплачивать западный капитал будут только при условии софинансирования (возможность иждивенчества изначально исключена).
В бюджеты трех стран на цели структурной интеграции уже закладывается 15-30% расходов. Кроме того, бюджеты рассчитываются с учетом расходов на ежегодные членские взносы в ЕС. Для Латвии, например, сумма взносов за 2004-2006 гг. превысит 250 млн евро.
Готовясь через 3-4 года заменить национальные валюты на евро, страны в обязательном порядке должны соблюдать требования Маастрихтского договора: не допускать дефицита госбюджета более 3% от ВВП, инфляция не может превышать 2,7%.
Большинство политиков и экономистов сходится в одном: финансирование Евросоюза поможет за 7-10 лет решить накопившиеся проблемы, в частности снижения внешнеторгового долга, роста ВВП стран Балтии. Латвийский социолог профессор Петерис Лакис считает, что надо определиться с экономическими приоритетами. По его мнению, должны быть разработаны собственные информационные технологии и биотехнологии, а также развиты традиционные сферы услуг (транзит и туризм).
Еврозоне объективно требуется расширение. На 2004 год Европейский Центробанк снизил показатель роста экономики Европы с 2,4% до 1,6%. Новые территории, как свежая кровь, должны стимулировать рост деловой активности еврозоны.
|