`Переговоров с Мэрдоком не ведем. Откуда появилась эта версия, не знаем`, - твердо заявил Александр Орджоникидзе, генеральный директор компании, в самом начале пресс-конференции, чтобы разом прекратить разговоры на эту тему. Тем более что у лидера спутникового телевидения в России достаточно амбициозные планы: перешагнуть к концу года рубеж в 300 тысяч абонентов и выйти на самоокупаемость.
Задачу эту поставили акционеры компании. (Напомним: 51% акций принадлежит холдингу `Газпром` и 49% - корпорации `Еврофинанс`.)
Амбиции молодой
команды
Задача достичь рентабельности - не оригинальна: кто не мечтает о том, чтобы его бизнес приносил прибыль? И проще всего в этой ситуации было бы найти крупного инвестора, готового вложить средства в дальнейшую раскрутку уже известного брэнда. Однако нынешняя команда руководителей компании молода, и у нее - свои амбиции. Сделать бизнес рентабельным, как считает А. Орджоникидзе, можно с помощью внутренних резервов. И их нашли.
`Важно не только произвести хороший продукт, но и выгодно его продать`, - говорит генеральный директор. С этой целью компания расширила контент вещания, введя новые каналы: `Спорт Он-лайн` (прямые спортивные трансляции), `Рамблер ТелеСеть`, ТДК, `Из рук в руки` и баскетбольный `НБА-ТВ`. Сегодня в состав пакетов телекомпании входит 58 каналов (а вещание ведут на четырех языках).
Что касается продаж пакетов, то на этом направлении сосредоточены основные усилия команды. Сейчас зарегистрированных абонентов `НТВ-Плюс` (тех, кто готов единовременно выложить около $300 за возможность смотреть то, что ему нравится)
в России - 270 тысяч. Большинство среди них - москвичи (72%) и петербуржцы (11%).
Приобретают продукцию телекомпании чаще всего люди со средним достатком. Как выразился один из менеджеров, в основном это клиенты, уже имеющие машину и `мобильник`. (Почему `мобильник` является символом среднего достатка, правда, осталось загадкой.)
Менять расценки на свою продукцию в компании не собираются. Как сказала руководитель дирекции абонентского обслуживания Наталья Альбрехт, цены на услуги сейчас оптимальные, к тому же привязаны к доллару, а не к евро. А вот сделать более удобной покупку - намерены. Для этого планируют развивать сеть своих представительств в других городах, открывать центры продаж `НТВ-Плюс` (как в Москве, на Покровке), вводить потребительское кредитование. Последнее пока не развито. Но программа потребительского кредитования есть, ее запустят в начале 2005 года. И она, как надеются в компании, может оживить спрос.
Пираты
оказались в минусе
Была затронута на пресс-конференции и тема пиратства. Борьба с ним - ключевая и для `НТВ-Плюс`. Как отметил А. Орджоникидзе, стратегия компании - сделать пиратство нерентабельным. В прошлом году компания затратила $3 млн на смену кодировки сигнала. И это сразу дало результат: количество абонентов увеличилось почти вдвое - летом 2002-го их было 150 тысяч.
В этом году телекомпания вновь проведет смену системы кодировки, но уже в профилактических целях. `Нас не вскрыли. Но мы должны быть на шаг впереди тех, кто это может сделать`, - считает генеральный директор. Кстати, именно так поступает большинство западных спутниковых операторов.
У компании есть и свой опыт борьбы с пиратством. За последний год возбуждено и выиграно несколько уголовных дел в отношении кабельных операторов, незаконно ретранслировавших программы `НТВ-Плюс`. Пираты приговорены к выплате крупных штрафов, а некоторые - даже к лишению свободы. Служба безопасности компании тесно сотрудничает по этому вопросу с МВД.
Но борьба с пиратами возможна в России, сложнее - в странах СНГ. Например, в Молдавии и Украине пока не удалось привлечь к ответственности тех, кто откровенно ворует программы, принадлежащие российскому спутниковому телеканалу.
Выбираем
города-миллионники
В стратегии развития компании есть еще один важный аспект - продвижение за пределы Москвы и Московской области. `НТВ-Плюс`, как любой другой крупный игрок медиа-рынка, стремится расширить свое влияние. Сегодня в четырех городах уже есть представительства компании: в Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге. Естественно, их главная задача - поиск новых абонентов.
Сейчас создается единая база данных абонентов компании. Раньше вся информация о них, так же как и обработка заказов, шла через центральный офис в Москве, с введением единой базы данных все вопросы можно будет решить на месте.
Развитие филиальной сети - проект затратный, дивидендов быстро не даст. Но, по мнению Натальи Альбрехт, проект достаточно перспективный, поэтому для новых филиалов выбирают только города-миллионники. Понятно, что там шире охват аудитории и больше людей со средним достатком.
Реальный спорт
Три собственных спортивных канала на `НТВ-Плюс` - это не только предмет зависти конкурентов, но и мощный магнит для сотен тысяч любителей спорта. До 40% потребителей продукции компании - это те, кто любит спорт. Впрочем, как признался директор спортивных программ и каналов Алексей Бурков, конкурировать с государственным каналом `ТВ-Спорт` становится все труднее.
Деньги на раскрутку этого канала пока тратят без счета, потому что они - из кармана государства. Но и перед ними когда-нибудь встанет вопрос рентабельности вещания, как это произошло с каналом `7ТВ`. Сейчас, например, руководство `7ТВ` ведет переговоры с `НТВ-Плюс` о перепродаже некоторых ранее приобретенных прав на спортивные трансляции.
Однако `НТВ-Плюс` в борьбе за зрителя отступать не собирается. Наоборот, в январе 2004-го запущен новый канал прямых трансляций `Спорт Он-лайн`. Готовится эксклюзивная серия передач с летних Олимпийских игр в Греции. Причем `НТВ-Плюс Спорт` будет полностью формироваться в Афинах для круглосуточного вещания.
На каналах `НТВ-Плюс Футбол` и `Спорт Он-лайн` олимпийский эфир займет 12 часов. Так что каждый день 48 часов спорта зрителям будет обеспечено.
|