Ранее свой паром на линию с заходом в Петербург поставила компания Tallink Grupp AS. Таким образом, услуги Морского вокзала на Васильевском острове вновь востребованы на рынке международных пассажирских перевозок.
Решение судовладельцев понятно: до этого основная ставка в наращивании доходов от паромного бизнеса делалась на заходы в страны Балтии. Значительная часть поступлений образовывалась от беспошлинной торговли на борту: приобретение напитков и продуктов по системе tax-free позволяло гражданам Еврозоны существенно сэкономить затраты на отдых в пути. Именно этим привлекал европейцев, например, эстонский порт Таллин.
После вступления стран Балтии в Евросоюз для открытия магазинов tax-free на борту паромов понадобились заходы в зону, на которую не распространяются общеевропейские правила. Вот почему Петербург в глазах зарубежных операторов повысил свой рейтинг: достаточно пересечь пограничные воды с Россией, как на борту паромов можно открывать лавочку tax-free.
К сожалению, пока для паромов нет другого места для швартовки, кроме причалов Морского вокзала на Васильевском острове. Ведь все остальные стенки заняты фешенебельным круизным флотом, билет на которые стоит подчас свыше $10 тыс.
По неофициальным данным, весной 2004 года в ЗАО `Морской вокзал` инвестировали не менее $1 млн на приведение пассажирского комплекса на Васильевском острове в порядок в первую очередь за счет поступлений от операторов паромных линий Silja Line и Tallink Grupp AS. А общая стоимость проекта реконструкции вокзала для приема пассажирских паромов оценивалась в $3 млн.
В теплый сезон 2004 года на вокзале ожидается около 300 судозаходов.
Напоследок заметим, что в октябре 1996 года убытки комплекса составляли около 4,5 млрд руб., а его причалы использовались лишь на 5%, практически не работала гостиница, расположенная в основном здании площадью более 25,6 тыс. квадратных метров. С таким наследством получила комплекс по агентскому соглашению фирма `Факел Истейт СПб`.
Однако тогда в столь сложных условиях руководство этой компании оценило еженедельную стоимость эксплуатации причалов под загрузку, сопоставимую с нынешней, в $100 тыс. в месяц. А сумма инвестиций в $1,3 млн в год ему казалась вполне достаточной для ремонта причалов, коммуникаций и здания. Ныне у Морского вокзала другие хозяева. И у них своя точка зрения на структуру бизнес-затрат.
|