В Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области 15 апреля прошло заседание по делу о торговой марке `Смирновъ`. Спор между отечественным производителем и американским `однофамильцем` в различных судебных инстанциях продолжается уже десять лет. Однако на прошедшем заседании весы Фемиды впервые значимо склонились в пользу россиян
Истцами в суде выступили ЗАО `Торговый дом поставщика двора Его Императорского Величества П. А. Смирнова`, которое в 1991 году возродило производство всемирно известной водки `Смирновъ` в России, и ООО `П. А. Смирновъ и потомки`. Ответчиками - UDV North America Inc, The Pierre Smirnoff company Ltd и представляющее их в России ЗАО `ЛИВИЗ`.
Противники UDV и Pierre Smirnoff company заявили, что те производят американскую водку, представляя ее как русскую водку, хотя на самом деле их продукт является всего лишь аналогом американской спиртовой основы для коктейлей.
В своем иске производители русской водки `Смирновъ` указали на незаконность использования американцами этикеток, похожих на этикетки `Смирновъ` и способных ввести потребителя в заблуждение. Истец просил суд признать этот факт актом недобросовестной конкуренции.
Впервые американский производитель пошел на уступки русскому: согласился существенно изменить символику и другие элементы, копирующие оформление легендарной русской водки. В связи с этим на заседании суда истец отозвал иск, поскольку требования по сути этого конкретного иска были удовлетворены ответчиком. По заявлению пресс-службы российской компании, в ходе судебных разбирательств `американцы осознали правовую несостоятельность своей позиции`.
Но, несмотря на это, по словам адвоката истца Константина Пинчука, торговый дом `Смирновъ` будет продолжать судебные преследования американского клона, поскольку считает незаконным любое использование последним имени и репутации легендарной русской `Смирновки`.
Потомки не поделили брэнд
Петр Арсеньевич Смирнов - один из первых русских винопромышленников, чьи водки перешагнули национальные границы и завоевали широкое международное признание. В 1860 году П. А. Смирнов открыл в Москве первое предприятие по производству винно-водочных изделий.
К концу 1880-х годов завод П. Смирнова стал крупнейшим предприятием своей отрасли не только в России, но и в мире. Очищенная водка N 21 была `популярнейший в России напиток`, а столовая пшеничная N 40 была предложена ко двору Его Императорского Величества.
В 1886 году Петр Арсеньевич Смирнов стал поставщиком двора Его Императорского Величества.
Балансовый отчет за 1897 год, в последний раз подписанный П. Смирновым, составил баснословную по тем временам сумму 19713955 рублей. В 1898 году П. А. Смирнов скончался, передав дело сыновьям.
В 1920 году предприятие было объявлено государственной собственностью и экспроприировано. В начале 1920 года Владимир Смирнов, один из сыновей Петра Арсеньевича, эмигрировал из России. Его желание наладить в разное время водочное производство в Западной Европе и Америке не увенчалось успехом.
Разорившись, Владимир в 1933 году решился поправить свои дела путем махинации. Он объявил себя потомком П. А. Смирнова и обладателем прав на использование марки, которая на самом деле к нему не имела уже никакого отношения, поскольку он продал все права, паи и привилегии своему брату Петру за 500 тыс. рублей еще 21 декабря 1904 года. Но, несмотря на это, он повторно продал бизнес американцу Рудольфу Куннету. Так появилась водка Smirnoff (нынешний владелец брэнда - компания UDV), уже не имевшая ничего общего с Россией и самими Смирновыми.
В 1938 году Рудольф Куннет, не сумевший самостоятельно наладить бизнес, разделил права на марку с корпорацией `Хьюблайн`.
Государство попыталось
вмешаться в спор
В 1982 году советское правительство обратилось в международный арбитраж, чтобы выяснить родство Smirnoff с русской водкой. Решения Кельнского суда 1982-го и 1986 года доказали отсутствие связи между Smirnoff и Россией и запретили компании `Хьюблайн` использовать ссылки на Россию для Smirnoff. Но советское правительство не продолжило международные судебные преследования американского продукта и не развило достигнутый успех в столь важном для России вопросе.
В 1991 года Борис Алексеевич Смирнов со своим отцом зарегистрировали малое предприятие `П. А. Смирнов и потомки в Москве` и занялись восстановлением семейного бизнеса. Поддержку родственников Борис не получил.
В 1997 году водка `Смирновъ` стала брэндом N 1 в России. Но затем бизнес начал терять позиции из-за негибкого подхода к управлению, неумения предвидеть обострение конкуренции, ведения судебных разбирательств и споров с компанией UDV.
В 1999 году продажи упали с 2 млн бутылок в месяц до 250 тыс. Половина акций торгового дома `Потомки П. А. Смирнова в Москве` в то время принадлежала Андрею Смирнову, который впоследствии из-за непреодолимых разногласий с Борисом Смирновым принял решение выйти из бизнеса.
С конкурентами можно бороться
В 2000 году Андрей Смирнов передал свой пакет акций торгового дома (50%) компании `Альфа-Эко`. Компания пыталась вести переговоры с Борисом Смирновым о своем вступлении в права, но он не признал в них партнеров и заявил о передаче 25% своих акций торгового дома группе компаний `ОСТ`.
В 2002 году компанией `Альфа-Эко` также были выкуплены акции `ОСТ`. `Альфа-Эко` достались в наследство не только громкое имя торгового дома П. А. Смирнова, но и различные проблемы юридического характера, которые не были решены прежним руководством.
В 2003 году, проведя основную подготовительную работу по восстановлению брэнда, `Альфа-Эко` передала все права новому собственнику - компании ООО `Торговый дом по возрождению традиций П. А. Смирнова`.
Новая команда управленцев, имеющая богатый опыт работы с ведущими алкогольными брэндами на российском рынке, провела полный цикл работ по ребрэндингу, подготовила производство к запуску и построила эффективную систему дистрибуции. |