В январе 2004 года начал работу проект `Корпоративная социальная ответственность в Северо-Западном регионе России`. На первом публичном мероприятии проекта (`круглый стол` на тему `Социально ответственный бизнес: технологии, проблемы и перспективы развития в СЗФО России`) среди основных направлений, на которых необходимо сконцентрировать внимание, называли создание механизма взаимодействия власти и бизнеса в вопросе коллегиальной социальной ответственности
Согласно проведенному в 2003 году исследованию более половины менеджеров крупных и средних российских компаний приветствуют модель, в которой государство и бизнес могли бы определять не только приоритеты совместной социальной политики, но и стратегические направления, где бизнес, неся социальную нагрузку, соблюдал бы и свои интересы.
Когда заходит речь о социальной ответственности, государственные деятели в основном делают акцент на заботе о социально незащищенных слоях населения, надежности рабочих мест и уплаты коммерческими организациями налогов в полном объеме. В целом, по их мнению, `социально ответственны те компании, где понимают, что работник должен получать достойную заработную плату, достойные условия труда и достойные условия вне трудовых рамок`. Для государства главное - чтобы бизнес работал в соответствии с законодательством.
Бизнес, участвуя в решении социальных проблем, ожидает реформы законодательства, в результате которой оно способствовало бы развитию деятельности компаний в направлении социальной защиты сотрудников, обеспечения им достойной заработной платы, поощряло бы создание квалифицированных рабочих мест, благотворительность (но не спонсорство).
- Только в этом случае у компаний появляются более широкие возможности для реализации благотворительных программ или проектов, - считает исполнительный директор Группы ЛСР Алексей Юшков, - сегодня в этом направлении уже делаются определенные шаги: снижен единый социальный налог, уменьшен налог на добавочную стоимость и т. д. Еще один момент, который может стимулировать развитие социально-ответственного бизнеса - это расстановка органами власти, в том числе администрациями регионов, приоритетов при решении острых общественных проблем. На мой взгляд, это позволит аккумулировать существенные средства различных компаний на ключевых направлениях, а это уже не просто единичные благотворительные проекты, а целый механизм, позволяющий достигать результата совсем другого порядка.
По мнению советника по связям с общественностью петербургского филиала Национального резервного банка Аллы Трубниковой, основная задача исполнительной и законодательной власти региона в повышении социальной ответственности компаний заключается в создании условий для этого.
`Это должны быть комплексные программы, сочетающие в себе и налоговые льготы, и другие формы поддержки социальных проектов, - продолжает А. Трубникова, - тем более, что администрация региона обладает достаточными ресурсами для этого, в том числе и информационными`.
Проблему социальной ответственности раньше других пытаются решить некоммерческие общественные организации, вовлекая в процесс выработки концепции и механизма не только предпринимателей и их объединения, но и государственные структуры.
Подтверждением готовности такого сотрудничества служат трехсторонние соглашения между властью, представителями работодателей и профсоюзами. Интересы наемных работников представляет межрегиональное объединение `Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области`, работодателей - Ассоциация промышленников и предпринимателей Ленобласти и Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга.
В феврале-марте были подписаны очередные трехсторонние соглашения о развитии социального партнерства на 2004-2006 гг., в качестве приложений к которым ежегодно разрабатывают и подписывают обязательства сторон на текущий год.
К примеру, главной стратегической целью совместной деятельности по социально-экономическому развитию Ленобласти объявлено снижение уровня бедности населения, основанное на росте заработной платы и доходов населения.
Немалую роль во взаимодействии бизнеса и власти могут сыграть не только профсоюзы, ассоциации предпринимателей, но и другие некоммерческие организации. В последнее время активно поднимают статус торгово-промышленных палат. И это не только желание центральной власти вести диалог с организованным и конструктивно настроенным бизнес-сообществом, но и реальное отражение действительности: именно в последние два года членами ТПП стало рекордное количество предприятий и организаций.
Как влияет налоговая политика государства на деятельность коммерческих и некоммерческих организаций в социальной сфере? Какими должны быть механизмы взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в решении социальных вопросов Северо-Запада? Какие конкретные шаги должна предпринять каждая из сторон -участниц процесса? Кто должен стать координатором совместных действий? Чтобы ответить на эти и другие вопросы проект `Корпоративная социальная ответственность в Северо-Западном регионе России` организовывает `круглый стол`, на котором соберутся представители законодательной и исполнительной власти Петербурга и Ленобласти, отечественных и зарубежных компаний. |