Сегодня много говорят о реформе ЖКХ. Однако на самом деле пока только готовится плацдарм для нее. В Петербурге намечена цель, но еще нет четкого представления, как ее добиться. В Законодательном собрании (ЗС) Петербурга после майских праздников во втором чтении планируют рассмотреть законопроекты, связанные с увеличением социальной нормы жилья и с повышением оплаты коммунальных услуг. Неизбежно продолжится и дискуссия о том, как улучшить их качество
Ведь одно, как считают депутаты, связано с другим. За некачественные услуги согласно российскому законодательству нельзя требовать плату сполна. Правда, механизм реализации этого права несовершенен, что порождает ответную реакцию населения: люди перестают вносить квартплату в знак протеста. И при попытках взыскать с них долги юридически подкованные граждане выставляют коммунальщикам в суде встречные иски...
В 2003 году, по подсчетам депутатов ЗС, удалось капитально отремонтировать фасады 137 домов и 319,4 тыс. кв. метров кровли. Выполнены лишь неотложные работы. Хуже всего обстояло дело с капремонтом инженерных сетей: на него выделили лишь около 10% требуемых средств. Как результат - в городе десятки домов с затопленными подвалами, что создает идеальные условия для размножения крыс, не говоря уж об угрозе сохранности несущих конструкций домов и потерях в поставках воды и тепла. Все это вызывает недовольство граждан. Однако неплатежи усугубляют положение и препятствуют проведению реформ ЖКХ.
Как выйти из порочного круга?
К сожалению, четкую концепцию в ЗС не выработали. Прозвучал лишь ряд пожеланий. Прежде всего, добиться прозрачности в движении бюджетных средств, связанных с ЖКХ. В идеальном варианте платежи граждан за коммунальные услуги должны накапливать на особых счетах и расходовать на ремонт именно того дома, где те живут. Для введения такой схемы должны быть созданы кондоминиумы и ТСЖ. Иными словами, должно появиться юрлицо, которому от имени жильцов доверят управлять общедомовым имуществом и заключать договоры на жилищно-коммунальное обслуживание.
На практике перейти к такой системе сложно: в Петербурге, за исключением новых домов, отсутствует самоорганизация жильцов. Первым шагом на пути к реформе могло бы стать возрождение домкомов для улучшения координации действий с системой ЖКХ.
По мнению депутатов, пора совершенствовать систему контроля за расходами ЖКХ. Предлагали различные способы. Вспомнили и о том, что контролировать ЖКХ вообще-то должна Жилищная инспекция, а не Жилищный комитет. Она создана в Петербурге в июне 2003 года, для того чтобы отделить хозяйственные функции от надзорных, только пока еще не приступила к работе.
Для реальной оценки уровня расходов в сфере ЖКХ депутат В. Гольман также предложил создать эталонные дома. Смысл в том, что в Петербурге выбирают типичные жилые здания и приводят в удовлетворительное состояние. При этом фиксируют стоимость всех видов работ и и материалов. Сравнивая расходы по другим домам с эталонными, можно оценить эффективность расходования средств в целом по городу. Это же позволит лучше оценить возможности привлечения в сферу ЖКХ частных компаний. Пока их в Петербурге только 15, а могло быть больше: предприниматели не торопятся и ждут от города льгот для компенсации высокого уровня рисков.
|