По подсчетам, среди туристических фирм, работающих в Северо-Западном регионе, преобладают компании, занимающиеся выездным туризмом. О развитии въездного туризма мы попросили рассказать директора Северо-Западного регионального отделения Российского союза туристической индустрии (РСТ) Сергея Корнеева
- Сегодня в Петербурге зарегистрировано около 1500 туристических фирм. Какая часть из них занимается приемом туристов?
Во-первых, 1500 - это количество фирм, имеющих лицензию на туристическую деятельность. Реально работает меньше - около 700. Что касается сочетания `прием-отправка`, то, конечно, пока большинство турфирм (до 80%) занимается отправкой, потому что это несколько проще (так принято, по крайней мере, считать) и несколько выгоднее. Среди принимающих компаний можно выделить 10-15 крупных, без явного первенства, потому что слишком много различных видов приема. Это и специализация на морских круизах, и прием отечественных или зарубежных групп, и разная тематика, и разная ценовая ниша.
Поскольку туристский бизнес не является сверхприбыльным и норма прибыли в нем на уровне 10% считается очень удачной, то пока и крупных внешних инвестиций в туристический бизнес России нет. Въездной туризм может быть, конечно, и более рентабельным, хотя эта рентабельность перекрывается многими моментами: напряженность летом, отсутствие специальных туристических программ зимой. Впрочем, сейчас к въездному туризму присматривается все больше компаний. Крупные отправляющие фирмы создают собственные отделы приема, обслуживая туристов своих внешних партнеров, выходя таким образом на рынок въездного туризма (инкаминга).
- Кто, по вашей оценке, более успешно работает на рынке въездного туризма?
- Составить рейтинг принимающих фирм очень сложно, хотя бы по той простой причине, что они не нуждаются в рекламе внутри города. Они работают за пределами города, и им важно, чтобы их знали в Англии, Сибири - в зависимости от того, откуда они принимают туристов. К сожалению, со всего Северо-Запада в Петербург приезжают неорганизованные туристы.
- Какие туристические объекты Северо-Запада уже сегодня привлекательны для иностранного туриста?
- Во-первых, из ареала Петербурга ни в коем случае не исключал бы Псков и Великий Новгород, потому что, с одной стороны, это самостоятельные туристские маршруты, а с другой - это очень важные дополнительные туристические объекты для посещающих Петербург. И сотрудничество с ними поможет решить такую большую проблему, как низкий процент `возвратов` (то есть повторных посещений). К примеру, в Париж 80% туристов приезжают в третий, четвертый, пятый раз... У нас повторных посещений очень мало. Традиционно повторно привлекает туристов только одна основная программа - `Белые ночи`, которая имеет вполне четкий и весьма ограниченный перечень объектов - фонтаны Петергофа, Екатерининский дворец в Пушкине, разводные мосты Петербурга.
Единственный путь добиться, чтобы к нам возвращались, - ввести комбинированные программы: сочетать несколько городов региона в одном туристическом `пакете`. Северо-Запад интересен тем, что здесь есть и Старая Ладога, которой 1250 лет, и Псков, которому 1100 лет, и Великий Новгород, памятники которого хранят дух Древней Руси, и Петербург - город XVIII-XIX вв., последняя столица Российской империи, и города, схожие по своему потенциалу с городами Золотого кольца, - такие, как Вологда, например.
На международном рынке сегодня очень активно продвигается программа `Калининград-Петербург`, которая особенно интересна немцам. Будущее туризма в нашем регионе как раз за такими комбинированными программами. Это общемировая тенденция: туристы хотят за меньшие деньги получить более разнообразную программу, больше ощущений и впечатлений.
- Занимаются ли крупные принимающие компании въездным туризмом, который пропагандировал бы природные ресурсы и возможности региона?
- Крупные - нет, хотя и этим видом въездного туризма многие начинают заниматься. Для региона в целом важно развитие таких видов туризма, как природный (экологический) и деревенский, на который в последнее время делают ставку и Карелия, и Калининградская область.
Пока будет создана необходимая инфраструктура, а это, как минимум, несколько лет, можно использовать и этот ресурс. Как показывает опыт Мурманской области, быстро построить инфраструктуру, отвечающую запросам иностранных экотуристов (в конкретном случае - состоятельных рыболовов) - оборудованное жилье, спутниковые связь и телевидение, возможно лишь при наличии заинтересованного в развитии такого туризма инвестора.
На мой взгляд, въездной туризм в Ленинградской области развивается неплохо и очень последовательно: есть финансирование со стороны правительства, программы выполняются, издаются карты и путеводители - то, чего многие годы на Северо-Западе вообще не было.
|