Государственный таможенный комитет Российской Федерации преобразован в Федеральную таможенную службу. Функции ГТК РФ по принятию новых правовых актов переданы Министерству экономического развития и торговли России. Таможенники готовятся к грядущим в связи с этим переменам, которые произойдут после вступления в силу соответствующих федеральных законов
Все десять лет под эгидой ГТК таможня жила в перманентном состоянии изменений и преобразований, поэтому ей хорошо известны новые требования реформы. В этих условиях она не только выстояла, но и закалилась. Это доказывают постоянно растущие суммы перечисления средств в бюджет страны.
Наибольший результат был достигнут в 2003 году. В бюджет государства было перечислено 757,6 млрд руб. (в 2002-м эта цифра достигала 588,3 млрд руб.). А это значит, что доля таможенных платежей в доходной части бюджета в прошлом году составила 40%. То есть ежедневные перечисления в копилку России достигали почти $120 млн. Каждый таможенник в 2003 году обеспечил в среднем перечисление в бюджет страны 12,3 млн руб., что в 1,3 раза больше, чем в 2002-м.
Эти цифры звучали в выступлении председателя ГТК Михаила Ванина на III Всероссийском совещании руководителей таможенных органов, которое прошло в Москве. Он также говорил о происшедших за последние годы коренных изменениях системы организации таможенного контроля.
Разработаны специальные упрощенные процедуры оформления, предусматривающие возможность предварительного декларирования и условный выпуск товаров в тех случаях, когда еще не все документы представлены, но платежи уплачены.
Созданы экспериментальные полигоны для внедрения таких новых технологий, как электронное декларирование с применением электронной цифровой подписи (Московская южная таможня), дистанционный контроль за незаконным вывозом биоресурсов на Дальнем Востоке, реализация проекта `Зеленый коридор` на базе пункта пропуска `Торфяновка` Выборгской таможни.
Отмечено, что мероприятия по борьбе с недостоверным декларированием позволили ежемесячно (в течение последних трех лет) выводить из `теневого` оборота значительные объемы налогоемких товаров, увеличить количество декларируемого дорогостоящего импорта, такого как телевизоры, компьютеры, видеомагнитофоны, другие товары.
Заметно меняется система организации таможенного контроля товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу России. Смысл этих изменений в том, чтобы минимизировать таможенные формальности на пограничных таможенных постах и сконцентрировать основное таможенное оформление во внутренних таможенных органах, в больших объемах использовать предварительную информацию, получаемую из различных источников до прибытия товаров, перенести таможенный контроль с этапа основного таможенного оформления на последующие (после выпуска) этапы обращения товаров и т. п.
Эти изменения должны привести к упрощению и ускорению таможенных процедур в пунктах пропуска на границе. В таких условиях в недалеком будущем таможне предстоит выполнять только те действия, которые позволяют идентифицировать транспортное средство, водителя, получателей товаров для их возможного поиска и обнаружения в случае недоставки товаров в таможню назначения.
На профессиональном совещании таможенников было отмечено, что целевая программа 2001-2003 гг. полностью выполнена. В связи с этим была принята новая на 2004-2008 гг. Ее реализация должна решить две очень важные задачи: обеспечить адаптацию таможенной системы России к требованиям и условиям нового таможенного законодательства и вывести таможенную службу нашей страны по уровню и качеству работы в пятерку наиболее развитых таможенных служб мира.
Для этого предстоит выполнить стратегическую цель повышения эффективности таможенного администрирования и создания благоприятных условий для работы участников внешнеэкономической деятельности за счет улучшения качества предоставляемых услуг.
Таможне предстоит продолжить работу по достижению оптимального соотношения времени, затрачиваемого на проведение контроля, и его эффективности; по сокращению объема перемещаемых товаров, подлежащих фактическому контролю, до уровня, принятого в мировой практике; по увеличению пропускной способности автомобильных пунктов пропуска; по предотвращению коррупции в таможенных органах.
По итогам I квартала 2004 года СЗТУ РФ перечислило более 36 млрд руб. в федеральный бюджет.
С начала года оформлены 162 тыс. грузовых таможенных деклараций. Служба таможенной инспекции провела 29 таможенных ревизий, в том числе 11 общих и 18 специальных. По их итогам доначислено более 2,3 млн руб. Вынесено 5 определений о возбуждении дел по фактам административных правонарушений
|