Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Космическая связь с автомобилем... - ЭиВ N 15 (502)
ТРАНСПОРТ
Космическая связь с автомобилем...
No. 15 (502) 19.04.2004
Андрей Лазарев
Специалисты в сфере космической аэронавигации в рамках пилотных проектов взялись за разработки электронных систем управления автомобилями или, как их еще называют, интеллектуальных транспортных систем (ИТС)



На международной научно-практической конференции `Обеспечение автомобильного транспорта электронными системами управления и безопасности`, которая прошла в Петербурге 8-9 апреля 2004 года, подводили первые итоги этой работы. Пока они, к сожалению, неутешительные.

Новые отечественные системы отстают от западных на 10-15 лет, а их надежность на порядок ниже, чем у зарубежных аналогов. В 2002 году в России была принята `Концепция развития автомобильной промышленности России`, где говорилось о необходимости разработки отечественных импортозамещающих ИТС для магистральных грузовиков и автобусов.

После этого наметились положительные тенденции. В частности, на предприятиях межгосударственной финансово-промышленной группы `Аэрокосмическое оборудование` занялись разработкой антиблокировочных систем (АБС) тормозов и цифровых тахографов, которые не только соответствуют зарубежным аналогам, но и по некоторым параметрам превосходят их.

Для чего нужны подобные электронные системы? На этот вопрос представители ФГУП `НАМИ` (Москва) ответили так: для повышения безопасности автомобиля, снижения уровня дорожно-транспортных происшествий и для обеспечения комфорта при управлении машиной.

Если ранее ИТС, использующие информацию от бортовых датчиков и телекоммуникационных устройств, считались забавой для богатых, то теперь многие из них на Западе обязательны для установки на автомобиле. Это позволило наполовину уменьшить долю ДТП со смертельными исходами. В России, к сожалению, на дорогах гибнет в 3-4 раза больше людей, чем, например, в Европе.

Дальнейшие перспективы развития ИТС определены в феврале 2004 года на заседании 66-й сессии Европейской экономической комиссии ООН. На нем анализировали факторы, влияющие на уровень аварийности. Это, прежде всего, качество дорожной инфраструктуры и уровень подготовки водителей.

Однако строительство и реконструкция дорог - дело долгое. Тысячи людей успеют погибнуть, не дождавшись эффекта от улучшения дорог. Подготовка водителей, конечно, тоже нуждается в корректировке. Тем не менее не следует забывать, что большинство из них управляют личными автомобилями эпизодически и не могут обладать профессиональными навыками поведения в экстремальных ситуациях.

Этот недостаток традиционно пытались `лечить` полицейскими мерами: совершенствуют Правила дорожного движения (ПДД) и ужесточают наказания за их нарушение. Однако если довести этот способ до логического конца, то на автомобиле в населенных пунктах надо перемещаться с черепашьей скоростью и с круглосуточно включенными фарами ближнего света.

Понятно, что это не выход. Особенно если учесть темпы роста уровня автомобилизации в России и выход на городские трассы огромного количества `маршруток`. Кстати, именно среди них уровень аварийности особенно высокий. Ведь водители малых и средних автобусов нередко соревнуются друг с другом на дорогах в борьбе за дополнительных клиентов - обгоны перед остановками, подрезания на поворотах стали уже повседневной практикой.

И здесь проявляется несовершенство отечественной техники: на закупленных в массовом порядке в Петербурге машинах ОАО `Павловский автобус`, оказывается, несовершенна тормозная система. У `Газелей` - свои недостатки, которые делают их не слишком устойчивыми при движении по дорогам.

Все это следствие того, что российские производители стремятся максимально удешевить технику. На них практически не устанавливают даже простейшие ИТС - тахографы (приборы контроля и регистрации режима скорости движения, труда и отдыха водителей), АБС и системы управления устойчивостью движения, не говоря уж о сложных комплексах аппаратуры, управляемой бортовым компьютером.

По европейским стандартам такие машины вообще не могут перемещаться по улицам городов, а тем более использоваться для маршрутной перевозки пассажиров. Еще жестче требования по безопасности к магистральным грузовикам. Минимальный набор ИТС на них состоит из 7 модулей плюс устройство компьютерной диагностики. А к 2006-2008 гг. должно быть, как минимум, 10 обязательных модулей, не считая системы спутниковой навигации, устройства тест-контроля бортовых систем и центрального бортового компьютера.

На Западе владельцы грузовиков, оснащенных современными ИТС, не считают, что их автопром заставил напрасно раскошелиться: речь идет не только о повышении уровня безопасности на дорогах и снижении тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, но и о росте скоростей движения на городских магистралях в режиме `взлет-посадка` (резкие перепады от полной остановки, скажем, у светофоров до движения на максимальной скорости). Как следствие - использование ИТС становится одним из способов борьбы с пробками на проезжей части улиц мегаполисов.

Без внедрения подобных систем в России сложно бороться с высоким уровнем аварийности на городских трассах. Вот почему в МФПГ `Аэрокосмическое оборудование` и занялись их разработкой, используя накопленный опыт в создании электроники для нужд авиации и обеспечения полетов космических аппаратов. Первые образцы АБС и цифровых тахографов в 2004 году запущены в серийное производство.

Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru