ООО `Русские круизы` потерпело очередное поражение на рынке пассажирских перевозок в Петербурге от ОАО `Волга-Флот`
Перед началом летней навигации гендиректор ОАО `Пассажирский порт` Елена Мезинова уведомила туроператоров о прекращении сотрудничества с ООО `Русские круизы`. Ведь эту компанию возглавляет Ольга Каргина, которая ранее руководила ОАО `Пассажирский порт`. Получается, что она в 2003 году заключила договоры на использование причалов порта `сама с собой`. Это дало повод юристам ОАО `Пассажирский порт` обратиться в суд.
Е. Мезинова также заявила, что ООО `Русские круизы` больше не должно вводить в заблуждение клиентов: собственного круизного флота у этого туроператора нет, а продавать путевки на теплоходы `В. Белинский`, `Санкт-Петербург`, `Кронштадт`, `А. Попов`, `Родина` и билеты на суда малого флота, собственником и балансодержателем которых является ОАО `Пассажирский порт`, она не имеет права. Прежние договоры решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2004 признаны недействительными.
Гендиректор ОАО `СЗП`, которое, в свою очередь, контролирует порт, Артур Гавлюк считает, что партнерство с ООО `Русские круизы` нанесло убыток судоходной компании. Поэтому в навигацию 2004 года фрахт передается петербургскому филиалу ООО `Волга-Флот-Тур`.
Это неудивительно: ведь ОАО `Волга-Флот` приобрело контрольный пакет акций `СЗП` у группы компаний `Новые программы и концепции` (`НПК`). Слабой стороной прежних владельцев `СЗП` было отсутствие команды своих менеджеров, знакомых со спецификой водных и морских перевозок. А этот сегмент рынка слишком специфичен, чтобы им управлять по тем же схемам, что и заводом или крупной торговой сетью. По-видимому, поэтому в `НПК` и продали непрофильный бизнес.
Не исключено, что во время правления `НПК` ситуацией могли воспользоваться некоторые из нанятых ранее руководителей и теперь нынешним собственникам (ОАО `Волга-Флот`) приходится решать непростые задачи по оптимизации управления имуществом.
Есть основания считать, что `СЗП` срочно требуется санация. Причем критический рубеж для него - 2005-2006 гг. Если до этого можно было покрывать убытки за счет распродажи берегового имущества, то потом останется только реализовать оставшийся на плаву и не заложенный в бербоут-чартер флот и закрыть лавочку. Сбудутся эти мрачные прогнозы или нет, покажет время.
В морских кругах достаточно высоко оценивают уровень менеджмента ОАО `Волга-Флот` на рынке водных перевозок. Правда, их опыт в основном ограничивается южными водными бассейнами, где ощущается нехватка тоннажа и нет такой жесткой конкуренции, как на Балтике.
Пока, скорее всего, новые хозяева до конца не разобрались во всех нюансах петербургского бизнеса. Поэтому на них работает группа финансовых экспертов, объединенных под крышей одной из подконтрольных ОАО `Волга-Флот` компаний, офис которой расположен в Москве.
Кроме того, судоходную компанию консультирует Евгений Зубарев, который стоял у истоков акционирования госпредприятия `Северо-Западное речное пароходство`.
Судя по решениям в сфере пассажирского бизнеса, в ОАО `Волга-Флот` располагают услугами толковых юристов. В августе 2003 года с их помощью был нанесен чувствительный удар по `Русским круизам` в сфере пассажирских перевозок на линии Петербург-Петергоф, когда изменились условия договора с ГМЗ `Петергоф`. И вот теперь новый шаг, который фактически устраняет неэффективного, с точки зрения менеджеров ОАО `Волга-Флот`, туроператора с того сегмента рынка, которым оно способно управлять.
Такая расчистка, по неофициальным данным, проводится перед тем, как вкладывать инвестиции в инфраструктуру Речного вокзала, планы развития которого могут быть сформированы к 2005 году. Напомним, что долгое время причальная стенка здесь используется в навигацию с предельной нагрузкой.
Между тем спрос на круизные рейсы из Петербурга по традиционным маршрутам с 2002 года превышает предложение. Особенно остро ощущается дефицит тоннажа для VIP-пассажиров. Эта тенденция, кстати, характерна и для России в целом.
Однако улучшение условий для обслуживания речного пассажирского флота и обустройства речного фасада Петербурга зависит не только от усилий новых собственников `СЗП`: им потребуется поддержка правительства города. К сожалению, в Петербурге повидали слишком много владельцев `СЗП`, которые в итоге все оказывались временными. И новым хозяевам теперь непросто завоевать доверие.
Перевозки пассажиров внутренним водным транспортом (млн чел.) и ЧИСЛо пассажирских причалов в речных портах России
Год Число Число
пассажиров причалов
2000 г. 27,7 998
2001 г. 30,0 998
2002 г. 28,8 1002
2003 г. 28,8 1002
|