В первые месяцы года могло сложиться впечатление, что начинается `пластиковый бум` - о том или ином карточном проекте банки объявляли чуть ли не каждую неделю. Пик, по нашим наблюдениям, пришелся на февраль
В абсолютных цифрах результаты выглядят так: ожидается, что в ближайшее время в городе будет выпущена трехмиллионная карта, число точек приема `пластиковых денег` в торговых точках достигнет пяти тысяч, а на улицах появится тысячный банкомат.
В течение минувшего года тройка лидеров по освоению `карточного` рынка в Петербурге не менялась. Первым по-прежнему оставался Северо-Западный банк Сбербанка России: с учетом карт системы Visa общее число держателей сбербанковских `пластиков` уже превысило 1,2 млн. Ближайший конкурент гиганта - `Промышленно-строительный банк` (СПб).
По имеющимся данным, на начало года он выпустил 615 тысяч карт, увеличив их количество на 35%. В ближайших планах банка - довести это число до 770 тысяч.
Сопоставимыми с ПСБ показателями можно охарактеризовать динамику третьего банка среди лидеров `пластикового` направления - `Балтийского`. Как сообщается, за прошедший год он увеличил число пластиковых карт на 36%, подняв их общее число до 512 тысяч.
Вышеназванной тройке лидеров также принадлежит около 80% установленных в городе банкоматов.
В то же время основная тенденция в использовании жителями региона пластиковых карт не меняется в течение последних нескольких лет. Большинство людей владеют так называемыми зарплатными картами, на которые предприятия перечисляют их жалованье.
Соответственно, граждане предпочитают снимать свои деньги и в дальнейшем расплачиваться привычным способом - наличными, а не пользоваться карточкой. Это убедительно подтверждают цифры: за последний квартал 2003 года зафиксировано, что в сферах торговли и услуг платежей через карты было сделано примерно на 2 млрд руб., а объем снятых наличных приблизился к 37 млрд руб. Восемнадцатикратная разница убедительнее всего показывает, зачем народу нужен `пластик`.
Отдельное направление, которое пока развито весьма слабо, - пластиковые карты для юридических лиц. Речь идет о платежных инструментах, применяемых для строго определенных расчетов, например, в рамках какой-либо торговой сети или направления деятельности. На сегодня такие карты эмитируют лишь несколько банков.
Клиентский пасьянс
Несмотря на столь ярко выраженный консерватизм клиента, банки, разумеется, не намерены отказываться от освоения пластикового рынка. Напротив, как уже сказано выше, сообщения о новых проектах в этой сфере появляются с завидным постоянством.
К примеру, банк `Викинг` развивает зарплатные проекты среди компаний-клиентов и родственных компаний, в рамках которых запланировано выпустить до 5 тысяч карточек. Уже известно, что среди фирм, которые планируется охватить, - две гостиницы `Санкт-Петербург` и `Октябрьская`, а также универмаг `Гостиный двор`. В открытой печати в разное время также появлялись сообщения о проектах банка `Александровский` и `Северо-Западного инвестиционно-промышленного банка`.
Еще год назад ведущие банки города объявили, что видят главную перспективу для развития в освоении розницы, то есть сферы обслуживания частных клиентов. Тогда же активно зазвучала тема `финансовых супермаркетов` - своеобразных сервисных центров на основе банковских офисов, где можно не только воспользоваться стандартным набором банковских услуг, но и поиграть на валютном рынке или вложить деньги в паевые инвестиционные фонды. Составной частью такого супермаркета неизменно назывались и услуги, связанные с `пластиковыми деньгами`.
Собственный подход к рынку у банков, активно занимающихся потребительским кредитованием, таких как `Русский стандарт`, `Первое О.В.К.` или `Москомприватбанк`. Время от времени появляется информация, что все они работают над программами, в рамках которых каждый клиент, вовремя погасивший кредит, автоматически становится владельцем пластиковой карты.
Если учесть, что число выданных за год кредитов измеряется сотнями тысяч, то нетрудно подсчитать, что за счет такой операции общий объем пластиковых карт может сразу увеличиться на несколько десятков процентов.
Активные поиски правильной дороги к клиенту вполне объяснимы. Зарплатные проекты, по утверждению представителей банковского сообщества, сейчас уже не приносят большой прибыли, и этот рынок в ближайшее время будет поделен окончательно. Обеспеченные люди свою `колоду карт` давно набрали. По-настоящему непаханое поле - это массовый клиент, тот самый все никак не проявляющий себя средний класс, который пока лишь молча снимает с карточек свою зарплату.
В том, что решения можно находить уже сейчас, убеждает пример петербургского филиала `Альфа-Банка`. Известно, что ему удалось занять 13% рынка `пластиковых платежей`, ориентируясь на обслуживание клиентов из Москвы, где этот банк является одним из лидеров. |