В конце марта нефтяная компания `Роснефть` объявила о намерении увеличить перевалку нефти на рейде порта Мурманск (Кольский залив) до 11 млн тонн в год.
Для этого введен в строй танкер-накопитель `Белокаменка`, который именуют теперь `уникальным нефтеперегрузочным терминалом`. Однако его уникальность - лишь в том, что это, пожалуй, самый крупный в России плавучий резервуар, способный принять на борт до 360 тыс. тонн нефти.
Открытие нового рейдового накопителя в Мурманске отпраздновали на широкую ногу с участием зампредседателя Госдумы РФ Артура Чилингарова, руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Вячеслава Рукши, и. о. командующего Северным флотом вице-адмирала Сергея Симоненко.
Участие последних двух лиц позволило заодно провести очередной раунд переговоров по поводу раздела недвижимости для использования ее в гражданских и оборонных целях. Без этого невозможно дальнейшее развитие порта Мурманск.
Супертанкер для плавания на международных линиях уже не пригоден. Однако он построен в Японии в 1980 году, и его корпус в хорошем состоянии, поэтому в `Роснефти` и приобрели судно за умеренную цену у норвежской компании `Бергессен` в бербоут-чартер. Перед этим танкер был переоборудован для работы в северных условиях и в середине февраля 2004 года встал на якорь в Кольском заливе.
В танках `Белокаменки` нефть подогревают до 30 градусов по Цельсию, что позволяет обрабатывать ее даже в сильные морозы. Четырех мощных насосов достаточно для эффективной перевалки нефти с небольших судов ОАО `Мурманское морское пароходство` грузоподъемностью около 11 тыс. тонн, прибывающих из порта Архангельск, на морские танкеры дедвейтом 100 тыс. тонн для отправки на экспорт.
В `Роснефти` утверждают, что позаботились об экологии: при грузовых операциях суда огораживают бонами, предотвращающими утечки нефти. Для этого у танкера постоянно дежурит спасательное судно со специальным оборудованием на борту.
Правда, в ближайшее время рейдовый комплекс на полную мощность не выйдет. Через него будет перегружаться только 2,5 млн тонн нефти в год. В 2005 году перевалку намечено удвоить - после ввода в строй нового нефтеналивного терминала в Архангельске.
Нефть в Архангельск поступает с Приразломного шельфового месторождения и продается в страны ЕС. Обсуждаются поставки сырья в США.
В перспективе в `Роснефти` планируют провести тендер на строительство трех танкеров семидесятитысячников усиленного ледового класса для работы в Арктике, которые будут переданы, по-видимому, в ОАО `Мурманское морское пароходство`.
|