Вопрос о приватизации Сбербанка дискутируется уже давно. Очередную точку зрения на этот вопрос высказал первый заместитель председателя Центрального банка России Андрей Козлов, отметив, что по его мнению, `приватизация Сбербанка возможна только тогда, когда у него появятся несколько достойных конкурентов`. Эти конкуренты `должны быть такого же порядка, хотя и необязательно настолько крупные`, - отметил А. Козлов.
Доля государства
Мнения о том, что Сбербанк не будет приватизирован в ближайшие годы, придерживается и сам президент, и председатель правления Сбербанка РФ Андрей Казьмин. Кроме того, по словам А. Казьмина, такое же заявление озвучил недавно президент России Владимир Путин во время встречи с главой Сбербанка.
Сам же глава Сбербанка утверждает, что аргументов, говорящих в пользу приватизации Сбербанка, пока нет. В частности, отсутствуют экономические причины: одним из доводов в пользу этого утверждения может служить то, что доля иностранного капитала в Сбербанке в 3 раза выше доли иностранного капитала в банковском секторе РФ.
Не видит А. Казьмин и причин для увязки выхода государства из уставного капитала Сбербанка с отменой госгарантий по банковским вкладам. Так, по крайней мере сейчас, в различных сберегательных банках Европы доля государства выше, чем в РФ.
В европейских странах никто с выходом государства из уставного капитала сберегательных банков не торопится просто потому, что кто-то хочет купить этот бизнес, а наличие покупателей не служит причиной для продажи госпакета. А в Португалии, где нет госгарантий по вкладам, сберегательный банк занимает первое место в рейтинге банков.
Специальные условия
По мнению представителей ЦБ РФ, вопрос о приватизации Сбербанка может быть рассмотрен не ранее чем Сбербанк на полных основаниях и без всяких исключений войдет в систему страхования вкладов.
А закон о страховании банковских вкладов оговаривает, что до 2007 года у Сбербанка есть `некоторые специальные условия` - значит раньше 2007 года о приватизации и говорить нечего.
Эти самые `специальные условия`, или пресловутая `дедушкина оговорка`, подразумевают сохранение госгарантий для депозитов в Сбербанке до 2007 года. Примерно в это же время, как ожидается, активно заработает и сама система страхования банковских вкладов.
Разработка законопроекта о страховании вкладов физических лиц в банках России была начата после дефолта 1998 года, когда вкладчики российских банков потеряли около 600 млрд руб. А принят закон был только в конце прошлого года - нетрудно подсчитать, сколько времени заняло рождение законопроекта. Зато, по оценкам Минэкономразвития, около 96-97% вкладчиков, безусловно, выиграют от принятия закона о страховании депозитов.
В оставшиеся 3-4% попадают индивидуальные предприниматели, счета которых в банках, необходимые для ведения предпринимательской деятельности, не подходят под категорию именных вкладов. Сейчас согласно закону о страховании вкладчикам банков полностью гарантируют вклады до 100 тыс. руб., при этом клиенты Сбербанка находятся в более выгодном положении - гарантия государства по их вкладам действует до 1 января 2007 года независимо от суммы вклада.
Вхождение в систему
Сам Сбербанк РФ пока не подавал ходатайство в Центральный банк РФ о вступлении в систему страхования банковских вкладов. По словам главы Сбербанка, нормативный срок определен до конца июня, и, соответственно, у банка еще есть время подождать, пока все юридические вопросы будут решены, поскольку еще не все нормативные документы пока опубликованы.
Предполагается, что ходатайство Сбербанка о вступлении в систему страхования банковских вкладов будет подано `по мере юридической возможности`.
В то же время, по словам Андрея Козлова, уже около 100 из 1,3 тыс. российских банков подали ходатайства о вступлении в систему страхования вкладов. В середине апреля Центробанк начнет так называемые тематические проверки банков, подавших заявления, на соответствие критериям допуска в систему страхования и уже в мае-июне по результатам проверок ЦБ России примет первые решения о вступлении банков в систему.
Однако, по мнению А. Казьмина, вступление в силу системы страхования вкладов не позволит конкурентам Сбербанка серьезно потеснить его на рынке вкладов и не изменит расстановку сил на рынке банковских услуг в России. Все банки должны будут учесть дополнительные затраты на функционирование системы страхования в своей процентной политике и провести обязательную корректировку ставок.
Зато российской банковской системе пойдет на пользу ощущение защищенности вкладчиков тех банков, которые пройдут систему отбора и сертификации в Центробанке.
Кризис доверия
Уже сейчас российские граждане стали больше доверять банкам и предпочитают вклады в рублях. Так, особенностью 2003 года стал сверхактивный приток вкладов в рублях. Такая же тенденция прогнозируется и в нынешнем году.
Сейчас рост вкладов в четыре раза превышает рост реальных доходов населения, и то, что раньше копилось под матрасами, активно переводится на банковские счета. По мнению главы Сбербанка, подобная тенденция означает, что кризис доверия к банковской системе не только преодолен, но и уже давно забыт.
В то же время доля Сбербанка на рынке частных вкладов продолжает сокращаться: так, по итогам прошлого года, она снизилась на 3-4%. Однако, несмотря на неуклонное понижение доли Сбербанка на рынке вкладов, руководство банка утверждает, что только приветствует эту тенденцию и рассматривает снижение своей доли на рынке вкладов как элемент оптимизации расходов, поскольку `розничный бизнес - очень затратное мероприятие`.
|