Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

На Марс мы полетим, когда будем готовы - ЭиВ N 14 (501)
Первая полоса
На Марс мы полетим, когда будем готовы
No. 14 (501) 12.04.2004
Андрей Лазарев
Недавно в России рассекретили уникальную разработку отечественных ученых - электрический ракетный двигатель для космических летательных аппаратов. Сопла двигателя выбрасывают разогнанную до невероятных скоростей электрическим полем струю газа, что придает ему некоторое сходство с ионным двигателем, которым оснащены корабли в сериале о звездных войнах



Электрический ракетный двигатель может доставить пилотируемый модуль на Марс. Когда? На такой вопрос российские разработчики ответили уклончиво: мол, когда будем готовы. Вероятно, это случится нескоро, хотя в России накоплен солидный научный потенциал. Крепнет и желание вернуть Россию на передовые позиции в освоении космоса. Но вот финансами это желание пока не обеспечено, как и большинство других федеральных программ.

Так что `ионный` корабль, скорее всего, отправится в полет под американским флагом. Причем, не исключено, не в столь отдаленной перспективе. В США уже сейчас вынашивают планы посещения человеком далекой Красной планеты. И их космонавты тренируются в российских подготовительных центрах с прицелом на будущее.

Правда, планам американцев отправить экспедицию на Марс тоже могут помешать финансовые проблемы. Проводятся военные операции в Ираке, да и население США, в отличие от россиян, терпением не отличается: стоило только урезать пакет социальных программ для снижения гигантского дефицита американского бюджета, как многие граждане США, поддерживавшие ранее президента Буша, теперь все больше сочувствуют его противникам на предстоящих выборах.

Однако их космические проблемы - это не наши финансовые затруднения. В России геополитические амбиции в сфере космонавтики всегда ложились нагрузкой на бюджет. Американцы же постоянно оплачивали из казны лишь инфраструктурные затраты на освоение космоса. Значительная часть средств поступала от пилотных коммерческих проектов.

Кроме того, не следует забывать, что американцы научились брать косвенную дань с других стран. Это тоже способ частичной компенсации затрат как на военные нужды, так и на космические программы.

Для России высокие технологии - в первую очередь предмет престижа. Главное - заморскую блоху подковать. А будет она после этого `дансе` делать или нет - не столь уж важно. Для американцев продукция `хай-тека` - всегда товар, способствующий продвижению на рынке и установлению на нем выгодных для США мировых стандартов. Изобретатель - не законодатель мод в сфере высоких технологий. Лидером он станет, если в фарватер за ним последуют другие, формируя широкую сеть пользователей новых технологий.

К сожалению, большинство российских изобретений так и не воплощаются в товар, остаются диковинками, которые не находят сбыта. Вот почему России постоянно приходится приспосабливаться на рынке `хай-тека` под чужие разработки и лишь задним числом сообщать о том, что в американском марсоходе или ином чуде техники есть российские компоненты.

Такая кооперация, безусловно, выгодна отечественным разработчикам космических технологий, вечно запертых в рамках финансового дефицита. И все же не мешало бы больше внимания уделять не только сиюминутным выгодам, но и технологиям продвижения достижений отечественного `хай-тека` как дополнительных инструментов позиционирования российской продукции на мировых рынках.

Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года первым полетел в космос. Но кто сейчас помнит, что и первый спутник Земли запустили в СССР? Зато всем известно, что спутники, которые рулят трафиком Интернет-систем, - американские.

И вот в России изобрели прототип ионного двигателя для космических кораблей нового поколения. Вопрос в том, чью продукцию в будущем станут возить эти корабли, и кто извлечет прибыль из сопутствующих этим перевозкам пилотных проектов?

Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru