Впервые за последние годы сократился транзит нефти через Эстонию. Развитие перевалочных мощностей в российских морских портах Северо-Запада РФ способствовало оттоку железнодорожных перевозок нефти через Эстонию. Тенденция проявилась лишь в конце 2003 года, поэтому в целом за 2003-й нефтепотоки снизились незначительно - всего на 1%.
Правда, из 46,7 млн тонн грузов, проследовавших через порты Эстонии в 2003 году, 68% - доля транзита. Причем доля российских внешнеторговых грузов остается достаточно высокой. Через порты стран Балтии и Украины в 2003 году проследовало 92,7 млн тонн российского транзита (+23,6% к 2002-му).
Однако становится очевидным, что отечественные наливные порты способны обслужить основные экспортные грузопотоки нефти, а в перспективе и нефтепродуктов. В дальнейшем мощности российских терминалов увеличатся. В частности, между ОАО `Роснефть` и администрацией Мурманской области заключено допсоглашение о реконструкции пункта погранпропуска в Мурманском морском торговом порту. Оно потребовалось после ввода в эксплуатацию в конце марта рейдового комплекса с танкером-накопителем `Белокаменка` (грузоподъемность - 360 тыс. тонн).
А в мае-июне планируется ввод первой очереди нефтетерминала в Ленобласти - в Высоцке. Президент нефтяной компании `ЛУКОЙЛ` Вагит Алекперов недавно проинформировал полпреда Президента РФ в СЗФО Илью Клебанова о том, что мощность терминала составит 2,5-3 млн тонн светлых нефтепродуктов. На полную мощность в 10 млн тонн комплекс выйдет, как ожидается, в 2005 году. Общая стоимость проекта - около $300 млн.
И. Клебанова интересовало, почему вышла задержка с пуском, ведь терминал планировалось запустить еще осенью 2003-го. В. Алекперов сослался на проблемы с энергообеспечением и обустройством железнодорожных подходов к порту. На встрече В. Алекперова с И. Клебановым обсуждались также и другие проекты НК `ЛУКОЙЛ` на Северо-Западе.
|