Большинство анализирующих сферу жилищно-коммунального хозяйства сходятся в одном - мы сейчас находимся на пороге муниципальной революции. По Федеральному закону `Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ` с 1 января 2006 года объекты ЖКХ перейдут в ведение органов местного самоуправления
Анализируя законы и кодексы Российской Федерации, опубликованные и вступившие в силу за последний год, понимаешь, что средств на содержание ЖКХ у властей не прибавится, а потому, чтобы вывести этот сектор экономики на принципиально иной уровень развития, необходимо искать дополнительные источники и методы финансирования ЖКХ.
Общеизвестно, что коммунальный сектор в его нынешнем состоянии убыточен, страдает от изношенности основных фондов и низкой эффективности. Общую точку зрения отражает и мнение заместителя руководителя департамента муниципальной экономики и хозяйства МЭРТ РФ Александра Воротникова о том, что на сегодня ресурсов у государственной власти намного меньше, чем у частного сектора. `Соответственно, надо искать новые формы взаимодействия между публичной властью и частным сектором. Основные цели реформы ЖКХ - реализация в сфере ЖКХ экономических принципов и вовлечение в эту сферу частного бизнеса`.
При единстве оценок нынешнего состояния ЖКХ пути реализации этих самых экономических принципов в отрасли, тем не менее, каждый видит разные. К примеру, на федеральном уровне для разработки проекта концепции вхождения частного бизнеса в жилищный и коммунальный сектор муниципальной экономики создана специальная рабочая группа, в которую вошли не только специалисты в сфере ЖКХ и представители власти, но и банкиры, предприниматели, топ-менеджеры естественных монополий.
Петербург оказался на шаг впереди федералов: в ближайшие дни на рассмотрение правительства города будет вынесена концепция реформирования городского хозяйства на период с 2004-го по 2010 год, в которой отражены и основные мероприятия по совершенствованию ЖКХ (пакет законопроектов и распоряжений).
Основополагающими принципами городской концепции стали: приведение тарифов в соответствие с реальной стоимостью коммунальных услуг, параллельное адресное выделение дотаций, льгот и компенсаций малоимущим слоям населения, изменение социальной нормы жилья, привлечение частных компаний, разработка единых стандартов и требований к качеству предоставляемых коммунальных услуг, более активное участие собственников и арендаторов жилья в управлении домами - через создание товариществ собственников жилья и профессиональных управляющих компаний. С точки зрения потребителя коммунальных услуг эта концепция, основывающаяся в первую очередь на повышении тарифов, несет лишь опасность ничего не получить, кроме увеличившихся тарифов.
Первым логичным шагом видится все-таки наведение порядка в области ценообразования и прозрачности тарифов на ресурсы и услуги, составляющие систему ЖКХ. Пока бизнесмен (неважно, кем нанятый на работу - государством, муниципалитетом или частным собственником) не будет четко представлять, из чего складывается цена товара или услуги, как формируется его себестоимость, какова его прибыль, и где он сумеет сэкономить, он не пойдет работать на этот рынок.
ОАО `Российские коммунальные системы`, отвечающее за обслуживание 4,5 млн человек в 12 регионах и позиционирующее себя в качестве частного оператора муниципальной инфраструктуры тепло-, электро, газо-, водоснабжения и водоотведения, на основе почти годичной работы предлагает свой проект реструктуризации муниципальных предприятий: муниципалитет, владеющий коммунальной инфраструктурой на правах собственности, заключает договор муниципального заказа на реабилитацию и развитие коммунальной инфрастуктуры и на предоставление коммунальных услуг с региональной структурой `РКС`, которая оказывает коммунальные услуги потребителям, а `РКС` заключает договор техобслуживания и эксплуатации проектных инвестиций с предприятием - сервисным оператором.
По словам заместителя председателя правления ОАО `Российские коммунальные системы` Александра Баженова, представлявшего проект на заседании Национального инвестиционного совета, интересы потребителя защищены в этом случае самим муниципалитетом: он не только владеет инфраструктурой, организует работы по ее развитию, предъявляет требования к качеству услуг, но и регулирует тарифы. Прозрачность финансовых отношений для инвесторов обеспечивается тем, что совместная региональная компания, собирая и распределяя платежи потребителей, имея четкий контракт с муниципалитетом, привлекает долгосрочное финансирование.
`РКС`, по заявлению ее управляющих, инвестирует в организацию долгосрочных проектов, переподготовку кадров и технологическое развитие обслуживания инфраструктуры, развивает инфраструктуру вне бюджета, высвобождая таким образом бюджет на социальную политику.
При многих достоинствах этого проекта участников рынка (и особенно - потребителей) не может устраивать лишь одно - весь процесс фактически сосредотачивается в руках очередной естественной монополии (`РКС`), с которой (в случае развития по этому пути) вряд ли сумеет справиться муниципальная власть, не имеющая большого и сильного лобби в Москве. А значит, пострадает рядовой потребитель.
|