реформирование жилищно-коммунального хозяйства - одна из главных задач нового российского правительства на ближайшее время. ЖКХ сегодня - большая сплошная проблема: это износ основных фондов, достигающий на некоторых объектах 90%, это более 52 тысяч далеко не прибыльных предприятий, все хуже и хуже обслуживающих население, это некачественная вода, промерзающие дома и грязные подъезды, вредящие нашему здоровью
Но это еще и огромный рынок - ежегодно комплекс оказывает услуг на сумму свыше 750 млрд рублей, что составляет около 8% нашего ВВП.
Реформировать ЖКХ непросто, и одним принятием решения его невозможно осуществить хотя бы уже потому, что эта отрасль затрагивает интересы каждого горожанина и значительную часть живущих вне городов.
Обозначить проблемы, которые осложнят процесс изменений коммунального комплекса, и наметить основные пути их решения попытались члены Национального инвестиционного совета на очередном своем заседании, которое прошло недавно в Петербурге.
Ограничив круг обсуждаемых вопросов, организаторы выбрали темой заседания `Привлечение инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство`.
Национальный инвестиционный совет (НИС) учрежден в мае 2000 года. Председателем попечительского совета НИС в марте 2001 года избран Президент СССР М. Горбачев, сопредседателем - вице-президент РАН академик А. Некипелов.
В состав НИС входят комитеты Госдумы РФ, эксперты ФКЦБ, Счетной палаты, НИИ Академии наук, независимых экспертно-аналитических организаций, руководители наиболее развитых регионов страны, крупнейшие российские компании и общественные объединения, среди которых РАО `ЕЭС России`, ОАО `Ленэнерго`, Новолипецкий металлургический комбинат, ОАО `Внешторгбанк`, Сбербанк России, Национальный резервный банк, холдинговая промышленная компания `Новые программы и концепции` и другие.
НИС придерживается принципов независимости от властных структур, политической неангажированности и выражает интересы тех, кому небезразлично развитие российской экономики, промышленности, движение страны по пути рыночных образований.
Открывая заседание, которое привлекло внимание большого числа представителей заинтересованных организаций и СМИ и впервые прошло в столь широком формате (в зале присутствовали не менее 60 человек), председатель попечительского совета НИС Михаил Горбачев отметил, что `реформа ЖКХ - острейшая и сложнейшая проблема, которая затрагивает не только экономику и социальную сферу, но и коснется каждой семьи. Поэтому ее нельзя решать торопливо. И крайне либеральные подходы радикального толка здесь тоже неуместны`.
Вообще говоря, сдвинуть эту огромную, инерционную и разваливающуюся машину, одна аббревиатура названия которой не радует глаз и ухо, возможно только совместными (и немалыми) усилиями государства, общества и бизнеса. Многообразие составляющих проблемы требует и системного подхода, и многоступенчатости программы преобразований. А поскольку за ЖКХ - конкретные квартиры, дома, трубы и человеческие судьбы, то и участвовать нам придется в этом процессе весьма активно.
Реформа будет заключаться не столько в переложении 100%-й оплаты стоимости услуг на плечи населения (в среднем россияне уже сегодня оплачивают около 90%), сколько в изыскании инвестиций и частных компаний, готовых взять на себя ответственность и предоставить качественные услуги.
По разным оценкам, на реформу потребуется от 500 до 700 млрд руб., и понадобятся они в течение пяти лет. Старые изношенные коммуникации и сети являются сегодня виновниками потерь до 70% тепла, 30% воды, 18% электроэнергии.
Основные проблемы, мешающие приходу на рынок жилищно-коммунальных услуг, назвал президент НИС Александр Лебедев:
- Первое - это финансовое оздоровление отрасли с необходимой реструктуризацией долгов, жестким контролем за проводкой платежей, урегулированием вопросов банкротства, с проведением инвентаризации основных фондов предприятий.
Следующая группа проблем касается вопросов взаимодействия потенциальных инвесторов и власти. Пока ответственность за состояние ЖКХ, которое с 1 января 2006 года перейдет в собственность муниципальных властей, лежит на федеральной власти. В то же время как единый объект управления ЖКХ уже не существует ни на федеральном, ни на региональном уровне.
В результате ответственность за состояние дел отделена от реального управления и не обеспечена финансовыми ресурсами.
Сегодняшние договоренности инвесторов с местными властями не застрахованы от негативных изменений, что повышает и без того высокие риски инвестиций в этот сектор, определяемые отсутствием нормативной базы, необходимой для долгосрочных вложений.
Третья группа проблем связана с тарифным регулированием отрасли. Невозможно прогнозировать прибыльность вложений в отрасль при отсутствии внятной картины возможных затрат в ситуации сохраняющегося перекрестного субсидирования, субъективности со стороны естественных монополистов и местной власти и непрозрачности тарифной политики.
О сочетании интересов бизнеса и власти и необходимости поэтапного установления `правил игры`, регулирующих отношения в системе ЖКХ, говорил и заместитель руководителя Департамента муниципальной экономики и хозяйства Министерства экономического развития и торговли России Александр Воротников.
На заседании был упомянут опыт совместных успешных действий Национального резервного банка и администрации Тульской области по частичному реформированию ЖКХ, когда в результате перехода на систему индивидуального отопления удалось снизить общекоммунальные затраты в три раза, при этом затраты каждой семьи уменьшились в четыре раза.
Успех стал возможен, потому что было желание сторон к сотрудничеству на благо общества, было единое понимание проблемы бизнесом и властью.
На заседании НИС так и не удалось услышать мнения о путях привлечения инвестиций в ЖКХ двух сторон: реального или потенциального инвестора в ЖКХ (а может, их и нет в природе?) и самого заинтересованного, казалось бы, комитета правительства Петербурга - Комитета по содержанию жилищного фонда. Впрочем, может быть, наше городское правительство уже имеет программу реформирования ЖКХ, просто бизнес и общество о ней пока ничего не знают...
|