Объем производства промышленной продукции в Ленинградской области составил в 2003 году 117,8 млрд руб. Валовой региональный продукт вырос на 6% по отношению к 2002 году. При этом сальдированный финансовый результат организаций области составил 13,9 млрд руб., увеличившись на 18%. Индекс промышленного производства при общероссийской величине в 107% составил в Ленобласти 120,9%
Казалось бы, неплохие показатели, тем более что по выпуску промышленной продукции Ленинградская область занимает 3-е место в Северо-Западном федеральном округе РФ, а по производству продуктов животноводства уверенно держит лидерство. Однако в правительстве области по этому поводу нет особой радости. И понять губернатора можно: поступления налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней за 2003 год составили 30,8 млрд руб., превысив показатель прошлого на 33,1%, но при этом поступления в федеральный бюджет выросли на 87%, а в областной бюджет снизились на 17%.
Валерий Сердюков справедливо задавал себе и собравшимся на совещании депутатам областного Законодательного собрания и Госдумы РФ, руководителям ведущих предприятий и налоговикам вопрос: `Как при уменьшающихся поступлениях можно будет реализовывать все программы и мероприятия в сферах, за которые в ближайшее время будем нести ответственность мы и муниципальные власти?`.
Недополучение бюджетами средств - проблема отнюдь не областная и не региональная. Увеличивающаяся ответственность местных властей при уменьшающемся объеме средств, которые находятся в ведении этих властей, - это основное противоречие пока так и не разрешено законодателями федерального уровня. В связи с введением в действие Налогового кодекса РФ в последние 2 года один за другим отменяют налоги, которые до этого платили в местные бюджеты и бюджеты субъектов Федерации.
Уменьшение налогового бремени - необходимый процесс для государства, стремящегося удвоить ВВП, но при этом пока в России наблюдается лишь перенаправление налоговых потоков в Центр.
Согласно Закону `Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ` с 2006 года в ведение органов местного самоуправления перейдут такие вопросы, как предоставление населению медицинских услуг, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения, организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, библиотечное обслуживание, и многое другое. Не надо быть экономистом, чтобы понять: сегодня эти сферы скорее затратны, чем доходны.
Однако пока субъекты Российской Федерации не представляют, где будут брать деньги на поддержание этих жизненно важных для населения сфер, поскольку с 2003 года акцизы в полном объеме уплачивают в федеральный бюджет, а налоги на пользователей автодорог и с владельцев автотранспорта, на содержание милиции и на нужды образовательных учреждений, а также сбор за уборку территорий вообще отменены.
По информации руководителя управления МНС РФ по налогам и сборам по Ленинградской области Арнольда Гурковича, в 2003 году только за счет акцизов на табачные изделия область получила бы около 2 млрд руб. Кроме того, 700 млн руб. недополучено в связи с отменой сбора за уборку территорий.
В ходе совещания губернатор Ленобласти призвал бизнесменов работать легально, уплачивая больше налогов, службы МНС - тщательнее эти налоги собирать и принимать меры к злостным неплательщикам, депутатов от Ленобласти в Государственной Думе - лоббировать интересы регионов при рассмотрении тех или иных законов. В частности, по его мнению, соблюдение интересов области могло бы выразиться в принятии поправки к Налоговому кодексу РФ, согласно которой акцизы распределяли бы в пропорции 50 : 50 между федеральным и местными бюджетами.
Кроме того, он предложил взимать акцизы за реализацию ликероводочной продукции с заводов-производителей, а не со складов и тоже в пропорции фифти-фифти. Впрочем, на это федеральный центр уж точно не пойдет - и физически объем поступлений сократится (поскольку все знают, что на складах хранится больше, чем производится), и доля уменьшится, и вообще государственную монополию на производство спиртного вернуть хочется...
А пока... Пока на основе анализа не очень активного развития экономики в январе-феврале и оценок специалистов можно сделать вывод, что за I квартал этого года бюджеты субъектов РФ снова получат меньше, чем за аналогичный период 2003 года. |