По мнению специалистов, проблема качества моторных топлив, реализуемых на рынке Петербурга и Ленинградской области, сегодня весьма актуальна
Как отметил на встрече с журналистами начальник топливной инспекции ФГУ `Балтгосэнергонадзор` по Балтийскому региону Василий Смеречук, несмотря на то что ситуация на топливном рынке в северной столице значительно лучше, чем во многих других городах страны, все равно есть проблемы, которые нельзя игнорировать.
В минувшем году в Петербурге и Ленобласти было проведено около 300 проверок качества топлива на АЗС (действует около 600 автозаправок). В результате нарушителям было предъявлено 15 штрафных санкций на общую сумму 100 тыс. рублей. Причем, по словам В. Смеречука, во время проверок попались практически все топливные компании. Тем не менее начальник ФГУ `Балтгосэнергонадзор` поспешил реабилитировать некорректных участников рынка, подчеркнув, что `о повальных нарушениях и речи быть не может, просто везде, где присутствует человеческий фактор, могут возникать мелкие погрешности`.
Между тем отечественные нефтетрейдеры по качеству производимой и, что немаловажно, грамотно сохраняемой продукции все же отстают от своих западных коллег. Ведущие специалисты в этой области придерживаются той точки зрения, что хотя моторное топливо российских производителей и соответствует основным мировым показателям, все же современным европейским стандартам качества оно не отвечает.
В. Смеречук убежден, что истоки проблемы нужно искать в Госстандарте РФ, который допускает производство и реализацию топлива, изготовленного по техническим условиям с применением железа и марганца. Однако использование такого бензина способно вывести из строя систему зажигания.
`Фактически подобное топливо произведено на законных основаниях, - сетует В. Смеречук. - Поэтому недобросовестные компании стремятся реализовывать именно такую, более экономически выгодную продукцию`.
Надо сказать, что администрация города уже приняла меры для проведения `зачистки` злостных нарушителей среди операторов топливного рынка. Недавно губернатор Петербурга Валентина Матвиенко поручила Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в ближайшее время разработать комплексную программу контроля качества ГСМ.
Напомним, что сейчас ответственность за контроль качества реализуемых в Петербурге и области светлых нефтепродуктов лежит на ФГУ `Балтгосэнергонадзор`, а также на ФГУ `ТЕСТ - Санкт-Петербург`. Однако штаты этих инстанций не позволяют контролировать все топливные компании города.
В преддверии принятия закона `О саморегулируемых организациях` Петербургская топливная компания выступила с инициативой пойти по западному пути решения проблемы и стать саморегулируемым рынком. Руководство ПТК предложило участникам топливного рынка присоединиться к меморандуму о взаимодействии в области повышения качества нефтепродуктов.
Основным принципом работы компаний в рамках меморандума станет открытость на всех этапах технологической цепочки производства и реализации нефтепродуктов. Кроме того, компании должны всегда быть готовы предоставить эксплуатируемые объекты для проверок, а также публично огласить их результаты.
Таким образом, при участии не менее 10 операторов топливного рынка может быть создана саморегулируемая организация. По оценке вице-президента ПТК Юрия Антонова, бюджет подобной СРО должен формироваться за счет членских взносов и составить около 12-15 млн руб. в год.
В течение ближайших двух месяцев планируется завершить переговоры с участниками петербургского топливного рынка и запустить проект. При этом руководство ПТК заявило, что уже сегодня `обнаружило позитивную реакцию на меморандум у некоторой части топливных операторов, но, конечно, не у всех`.
Возможно, что у городской программы контроля качества ГСМ все же появится альтернатива. Тем более что вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский эту инициативу уже поддержал.
|