- Специалисты нашей компании не занимались анализом автолизинга, потому что это направление не является для нас приоритетом. Однако мы оцениваем емкость рынка весьма значительно. В нашем портфеле доля лизинга автотранспорта составляет 15,5%.
Быстро это направление развивается по нескольким причинам: из-за высокой ликвидности самого предмета лизинга на вторичном рынке, отработанности процедуры страхования, наличия обязательной процедуры государственной регистрации, что снижает риски недобросовестного отчуждения и упрощает контроль за эксплуатацией автотранспорта.
Кроме того, в НК (ст. 259, ч. 2, п. 9) введен коэффициент 0,5 к основной норме амортизации легковых автомобилей и микроавтобусов стоимостью свыше 300 и 400 тыс. руб. соответственно. Это повышает интерес к лизингу автотранспорта, попадающего в эту категорию. Понижающий коэффициент приводит, по сути, к налоговым преференциям в отношении отечественного автотранспорта. При этом для определенной категории иномарок срок амортизации увеличивается до 15-20 лет. Понятно, что данная цифра не отражает реальность. Благодаря лизингу расходы на приобретение подобных машин удается списать на затраты за пять лет.
Спросом пользуются разные автомобили. В качестве представительской фирмы предпочитают автомобили класса `премиум`. Недавно мы приобрели бронированный автомобиль марки Range Rover по цене без малого полмиллиона долларов. Для служебных целей используют отечественные машины (`ВАЗ`, `ГАЗ`), а также иностранные эконом-класса (`Форд Фокус`, `Мицубиси Ланцер` и т. д.).
Лесозаготовителей больше интересует отечественная техника: `КАМАЗ`, `МАЗ` и `Урал`. Эти машины дешевле, чем иностранные, и у них нет специальных требований по эксплуатации, сервису, к квалификации персонала. А у перевозчиков устойчивым спросом пользуются грузовые машины и тягачи иностранного производства. Крупные фирмы покупают новый транспорт, небольшие фирмы - подержанные.
Прокат не составит конкуренции финансовому лизингу. Он может быть интересен в отношении дорогостоящей специальной техники узкого назначения. В большинстве случаев предприятия стремятся приобретать автотранспорт в собственность. В конце концов одно не противоречит другому, и те же компании лизингополучатели могут предоставлять услуги по аренде машин. Некоторые производители автотранспорта США, Японии и Европы готовы при крупных сделках обсуждать вопросы коммерческого кредитования. Но в нашей компании пока такие проекты не реализовывались.
Выгода очевидна
Сергей ЮДИН, заместитель генерального директора ООО `Глобус-лизинг`
- С учетом всех преференций (снижение налоговых издержек, ускоренная амортизация) самым выгодным способом покупки автомобилей является лизинг. Популярность услуги растет. Она предоставляется сейчас многими лизинговыми компаниями.
В некоторых компаниях разработаны специальные программы по автолизингу. К примеру, в компании `Глобус-лизинг` это `Кадровый автомобиль`, `Классический лизинг`, полный операционный лизинг.
Большим спросом пользуются у клиентов легковые автомобили иностранного производства. По данным Европейской ассоциации автопроизводителей, в 2003 году в России было продано свыше 220 тысяч новых машин. Из них большую часть приобрели частные лица, остальное - юридические. Они же, по сути, потенциальные потребители лизинговых услуг.
Аренда автомобилей на сегодня не получила широкого распространения. В основном сдают на срок атвомобили отчественного производства, а также недорогие иономарки. Более того, некоторые прокатные фирмы сами покупают в лизинг автомобили, чтобы потом передать их в аренду.
Большинство сделок лизинговые компании финансируют за счет банковских кредитов. В компании `Глобус-лизинг`, в частности, используются кредиты Северо-Западного банка Сбербанка РФ и собственные средства.
Востребованы иномарки
Евгений РАФАЛЕНОК, менеджер
по маркетингу ЗАО `Балтийский лизинг`
- Объем рынка автолизинга наша компания оценивает в $90-100 млн. Следует отметить, что темп роста здесь очень высокий - до 50-60% в год. Это оживление можно объяснить разными причинами, и прежде всего - экономическим подъемом. Пришло понимание преимуществ лизинга. Кроме того, способствует развитию автолизинга снижение процентных ставок, обусловленное усиливающейся конкуренцией на рынке. Нельзя не отметить и более простую, по сравнению с банковским кредитованием, процедуру оформления лизинговых сделок.
Наиболее востребованы на сегодня легковые автомобили иностранного производства. Грузовой транспорт выполняет разные задачи, в зависимости от специфики работы клиентов, поэтому спросом пользуются машины как российские, так и импортные.
Оперативный лизинг, или прокат, сможет конкурировать с финансовым лизингом по специальной технике, например по бетономешалкам, кранам и т. д. По лизингу автотранспорта, думаю, конкуренции не будет никогда, потому что речь идет о разных целевых группах потребителей.
Как рыночная структура мы пользуемся, конечно, банковскими кредитами. С точки зрения банков лизинговые компании являются перспективными, потому что они, потребляя ресурсы оптом, затем диверсифицируют их в более мелкие проекты.
|