В Петербурге автолизингом занимается в том или ином объеме практически каждая лизинговая компания. За последние годы доля этих договоров в портфелях постоянно растет. Несмотря на отсутствие четкой формулировки в законодательстве, используется также оперативный лизинг, который позволяет быстро обновлять парк машин
Рынок - на подъеме
Спрос на автолизинг диктует рынок. Увеличиваются объемы грузоперевозок, осуществляемых российскими предприятиями как внутри страны, так и за ее пределы. Развивается транспортная инфраструктура. Многие предприятия в этих условиях вынуждены обновлять парки машин.
Приобретать грузовой и легковой автотранспорт за свой счет не всем по карману, поэтому чаще используют банковский кредит, либо лизинг. В том и другом случае товар дорожает. Но лизинг дает определенные преимущества по налогообложению амортизации, а также по форме оплаты, что заставляет предприятия выбирать именно эту форму отсрочки платежа.
Популярность автолизинга обусловлена и особенностями проведения этих сделок. В качестве залога используется приобретаемое транспортное средство. Если возникают проблемы с перечислением платежей, то залог довольно просто реализовать.
В отличие от оборудования, автотранспорт регистрируется на собственника в ГИБДД (это может быть лизинговая компания или лизингополучатель). А наличие прав собственности, закрепленное документально, облегчает судебные разбирательства, хотя, как сказали в одной из лизинговых компаний, лучше спор решить в рабочем порядке, не доводя дело до арбитражного суда. Кроме того, автотранспорт страхуется от дорожно-транспортных происшествий и угона, что гарантирует возмещение убытков для участвующих в сделке сторон.
По словам заместителя директора компании `Глобус-лизинг` Сергея Юдина, в прошлом году по автолизингу было заключено более 200 договоров. В структуре портфеля доля автотранспорта составила около 19%. Перспективным автолизинг считают и в компании `Балтийский лизинг`.
`Мы являемся универсальной компанией, которая работает по всему спектру востребованного рынком оборудования, то есть мы не намерены специализироваться по какому-либо одному направлению. Единственное, на что сейчас обращаем внимание, - это то, что портфель сделок с автотранспортом, особенно легковым, становится самостоятельным направлением. И это позволяет говорить нам о возможности выделения таких операций в отдельный вид бизнеса`, - говорит генеральный директор компании Дмитрий Корчагов.
Легковые машины -
для имиджа,
грузовые - для работы
По лизинговым сделкам проходит больше легкового транспорта, чем грузового. Несмотря на ограничительные меры по ввозу иномарок, именно их чаще покупают на условиях отсрочки платежа. Особых предпочтений по моделям, как сообщили в ряде лизинговых компаний, нет.
Если иномарки покупают в небольших количествах, то отечественные автомобили чаще всего - оптом. Как сообщили в одной из лизинговых компаний, сделки по российским машинам совершаются в основном от десяти машин.
Кроме финансового лизинга некоторые компании предоставляют дополнительные услуги по техническому обслуживанию автомобилей, сервисной замене и хранению шин. Такой проект, в частности, реализовала компания `Глобус-лизинг` совместно с фирмой `Кэдбери`. Проект, который рассчитан на 3 года, предусматривает покупку автомобилей Volkswagen разных моделей. Машины предназначены для сотрудников фирмы.
Совмещение финансового лизинга с сервисным обслуживанием принято называть мокрым лизингом. Пока он востребован крупными иностранными фирмами. Именно они предпочитают не держать собственный парк автомобилей, а использовать услуги профессионалов, в данном случае - лизинговой компании.
Мокрый лизинг выгоден предприятиям, масштабы деятельности которых не ограничиваются только территорией Петербурга. Для сервисного обслуживания своих машин, колесящих по всей стране, таким предприятиям надо либо держать в штате ремонтников, либо перепоручить эту работу другой компании.
Грузовые автомобили брать в лизинг выгодно, потому что через 1,5-2 года эксплуатации можно окупить все платежи. Это - коммерческий транспорт, который служит не для имиджа, а для работы. В последнее время в лизинг больше приобретают машин, способных перевозить большие грузы. Это выгодно с точки зрения уменьшения накладных расходов. Спросом пользуются грузовики-рефрижераторы, тягачи с полуприцепами, седельные тягачи.
Для перевозок внутри страны чаще используют грузовой транспорт отечественного производства, а за пределами России - импортную технику. Предложений от западных поставщиков автомобилей, как рассказали в одной из городских лизинговых компаний, поступает очень много. Выбор машин - большой, но они, как правило, дороже, чем грузовые автомашины отечественного производства.
Лизинговые компании стараются договориться с поставщиками грузового транспорта о предоставлении в первый год эксплуатации не только гарантий, но и сервисного обслуживания. Если договориться не удается, то лизинговые компании берут на себя эти дополнительные расходы.
Прокат вместо операционного лизинга
Оперативный лизинг подразумевает использование предмета лизинга не в одной, а в нескольких сделках. По мнению специалистов, это более развитая форма отношений, по сравнению с финансовой арендой с последующим выкупом, потому что она позволяет быстро обновлять основные фонды либо парк машин.
После того как рынок автотранспорта будет насыщен, мы обязательно столкнемся с ситуацией, когда от старых машин начнут избавляться. Для этого наиболее подходящей формой станет оперативный лизинг.
Но само понятие `оперативный` изъято из новой редакции Закона `О лизинге`, хотя некоторые компании в закамуфлированной форме его применяют. К примеру, клиентам предоставляется выбор - выкупить автомобиль до конца действия договора либо заплатить часть стоимости, а потом вернуть машину компании. В своем роде разновидность оперативного лизинга - прокат автомобилей. В Петербурге работает уже много таких компаний, но они не пользуются лизинговыми льготами.
Последнее слово -
за клиентом
В Петербурге, а также в Северо-Западном регионе РФ парк автомобилей, особенно грузовых, сильно изношен. Спрос на лизинг автотранспорта намного превышает предложение, но конкуренция все же есть.
`Мы сегодня не чувствуем конкуренции, когда речь идет о крупных клиентах, - сказал генеральный директор компании `Глобус-лизинг` Михаил Рыбаков. - А вот в борьбе за среднего и мелкого она ощущается, особенно не рынке автотранспорта. Предложений много. И тут не мы конкурируем, а, скорее, клиенты, так как они зависят от того или другого источника финансирования`.
Операторы петербургского рынка автолизинга
Компания Дата выдачи Доля в портфеле
свидетельства автотранспорта
о госрегистрации (на 01.01.2004)
ЗАО `Балтийский лизинг` 09.12.1993 25,0%
ООО `Евро Лизинг` 13.02.2001 15,5%
ООО `Глобус-лизинг` 15.10.1999 19,3%
ООО `Интерлизинг` 13.08.1999 33,1%
ООО `Петербургская лизинговая компания` 24.01.1997 15,3%
|