С развалом Советского Союза и созданием государственной границы между бывшими союзными республиками ввоз автомобилей с нарушением таможенных правил стал настоящей головной болью для таможенных органов. Пользуясь недостаточной обустроенностью границы России с Украиной, Белоруссией, Казахстаном и другими странами ближнего зарубежья, некоторые лица умудрялись ввозить автомобили, минуя таможенные посты, кто-то оформил транспортное средство для временного ввоза, но `забыл` его вывезти. Такие автомобили продавали по поддельным документам или по различным обходным схемам, и теперь они находятся во владении добросовестных покупателей, доставляя им немало проблем и хлопот.
Все сведения о нелегально ввезенных машинах имеются в базе данных таможенных органов, ГИБДД и других ведомств. Только в Кингисеппской таможне числится несколько сотен машин, находящихся в розыске с 1995 года. В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях административное дело по нелегально ввезенной машине ведут полгода. Если транспортное средство за это время не найдено, дело прекращают.
Но это вовсе не значит, что автомобиль выпускают в свободное обращение. Его владельца это не освобождает от уплаты таможенных пошлин. До недавнего времени покупатели нелегально ввезенных автомашин на суде должны были доказывать свое право на владение автомобилем. Даже термин такой есть - `добросовестные приобретатели`. Как показывает судебная практика, отстоять законность приобретения автомобиля, не прошедшего таможенную очистку, удается немногим.
В феврале прошлого года Министерством Юстиции Российской Федерации подписан приказ ГТК N 1404 `О снятии ограничений на пользование и распоряжение транспортными средствами`.
Лицо, приобретшее на территории Российской Федерации транспортное средство, в отношении которого таможенное оформление не завершено, может обратиться в таможенный орган, в регионе деятельности которого оно постоянно проживает, с просьбой о добровольной уплате таможенных платежей за находящийся в его владении автомобиль. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие приобретение покупки на территории Российской Федерации. Транспортное средство предъявляется для таможенного контроля без помещения его на временное хранение. Начальник таможни или лицо, его замещающее, на месте принимает решение о возможности добровольной уплаты таможенных платежей.
После уплаты таможенных платежей все ограничения на пользование и распоряжение транспортным средством считаются снятыми и транспортное средство выпускают в свободное обращение. Вполне возможно, что по факту ввоза автомобиля с нарушением таможенных правил было возбуждено уголовное дело или дело об административном нарушении. В этом случае таможенным органом в соответствующую структуру будет направлено письменное уведомление о решении таможни по легализации данного товара.
Не исключено, что кто-то из владельцев предъявит документы на транспортное средство, выданное не российскими, а соответствующими иностранными органами. Тогда для выпуска автомобиля в свободное обращение таможенный орган направляет материалы в ГТК РФ для согласования решения о возможности добровольной уплаты таможенных платежей.
Словом, возможность `отбелить` свой автомобиль теперь есть у всех. Правда, платить придется не по единой ставке, как если бы человек сам съездил за машиной за границу, а через уплату совокупного таможенного платежа, состоящего из таможенной пошлины, акциза, НДС и таможенного сбора, который насчитывается исходя из оценочной стоимости автомобиля. Причем стоимость определяется не на момент ввоза машины в РФ, а на день `отпущения грехов`.
|