Однако проведенные исследования выявили и другую достаточно интересную деталь: 68% отечественных компаний (в основном крупных) имеют четко сформулированные принципы социальной ответственности.
Руководствуясь ими, владельцы и топ-менеджеры компаний прежде всего стремятся направить средства на программы по охране здоровья и обеспечению безопасных условий труда; программы по развитию персонала, по добросовестной деловой практике, а также программы, предусматривающие природоохранную деятельность и ресурсосбережение.
По данным ведущего научного сотрудника Института системного анализа РАН, доктора социологических наук Владимира Якимца, ежегодно российские компании жертвуют на социальные программы около 0,5 млрд евро. Этот показатель в 5 раз превышает сумму всех международных грантов.
Половина средств на реализацию социальных программ поступает от 50 крупнейших компаний России. В крупных фирмах активно практикуется создание специальных отделов по управлению социальными программами. Некоторые аналитики убеждены, что все это развеивает миф о том, что в основе корпоративной благотворительности в России лежит иностранный капитал.
Между тем придерживаться принципов корпоративной социальной ответственности в нашей стране пока экономически невыгодно. Так, возможности по разработке новых стратегий социального участия со стороны компаний резко ограничивает необходимость субсидирования социальных активов (70% от 0,5 млрд евро).
Кроме того, по мнению специалистов, вместе с развитием корпоративной благотворительности процветает и так называемый благотворительный рэкет. Как пояснил В. Якимец, `органы власти в регионах считают все элементы корпоративной благотворительности (то есть и деньги, и ресурсы) государственными, а не частными`.
Безусловно, все эти проблемы так или иначе связаны с отсутствием соответствующей законодательной базы. Как ни странно, но социальная ответственность никак не закреплена на законодательном уровне. Следовательно, желание многих социально ответственных бизнесменов, особенно тех, кто занят в малом бизнесе, приобрести налоговые льготы остается нереализованным.
Еще одно препятствие на пути развития корпоративной социальной ответственности - низкий уровень общественной осведомленности. Многие бизнесмены жалуются на то, что сегодня общественность плохо различает проявление социальной ответственности и PR-компании.
Вместе с тем, по данным Ассоциации менеджеров, в результате исследований выяснилось, что в большинстве своем за проведение социальных программ в компаниях отвечает кадровая служба (56%), в то время как пиар-отделы привлекают к этому процессу только в 20% опрошенных компаний.
Таким образом, концепция корпоративной социальной ответственности в России еще очень уязвима. Хотя не может не радовать тот факт, что она уже реализуется на практике.
|