С мая 2004 года Евросоюз вводит ограничения по рыбному промыслу для своих новых членов - Латвии и Эстонии. Вместе с тем российский рынок по-прежнему останется основным для сбыта рыбной продукции этих государств
В сознании россиян латыши и эстонцы с давних времен запечатлелись в образе рыбаков. И это правда. Настоящим латышом издревле считается курземский (из западной, прибрежной части страны) с обветренным лицом могучий гордый не поступающийся своим словом человек моря. То же самое - в Эстонии: крепость духа и силу рук проверяют по островным эстонцам.
История распорядилась так, что у двух балтийских государств, в сущности, один-единственный природный ресурс - море. Рыбный промысел в Балтийском море, Рижском заливе и Чудском озере столетиями кормил народы и строил города, а рыбопереработка, в советское время достигшая феноменальных объемов экспорта, укрепляла международный авторитет республики и СССР в целом.
Российский дефолт сильно подорвал рыбоперерабатывающую промышленность Латвии и Эстонии. В Курземе несколько хозяйств и перерабатывающих предприятий закрылись. В целом за последние 12-14 лет как численность работающих в отрасли (в Латвии она составляет всего 15 тысяч человек), так и объемы добычи рыбы сильно снизились.
До 80% рыбопродукции Латвии и Эстонии сегодня, как и прежде, реализуют в России и странах СНГ. Пожалуй, это обстоятельство - одно из немногих утешений для рыбаков. По условиям Евросоюза с 1 мая этого года (дата вступления в ЕС) оба государства смогут экспортировать рыбопродукцию в третьи страны, а это значит, что российский и украинский рынки останутся главными для балтийских переработчиков, если к ним не подключат запросы Ближнего Востока. Поставлять в Европу латвийские шпроты, кильку, пряную сельдь запрещено. Дело, конечно, не в том, что немец или француз откажется от привычного для россиян деликатеса, а в том, что конкуренты на еврорынке не нужны.
В Европе сокращаются рыбные ресурсы, поэтому для новых членов ЕС разработаны жесткие и в то же время гуманные ограничения по рыбному промыслу. В частности, отменены субсидии ЕС предприятиям, занимающимся добычей рыбопродуктов, на модернизацию судов. Суда со сроком эксплуатации свыше 15 лет подлежат списанию и сдаче на металлолом.
Это требование грозит крушением отрасли как в Латвии, так и в Эстонии. Однако в нем есть и либеральные оттенки. Например, владелец нескольких промысловых судов имеет право для начала сдать на утилизацию лишь одно судно. Зато владелец всего одного траулера, сдав его на металл, лишается права купить новый, то есть вылетает из бизнеса.
Конечно, ЕС компенсирует потери, за 15-летнее судно водоизмещением 100-120 тонн планируется выплачивать в среднем 50 тыс. евро (минус налоги). Но это доходы судовладельца, а рыбакам полагается лишь компенсация в связи с потерей рабочего места. И еще одна особенность: в утилизацию принимают старые, но действующие суда, за те, которые не приносят прибыли, ничего не заплатят.
За первоначальным испугом последовали логические рассуждения. Отступать ни латвийским, ни эстонским рыбакам некуда - значит надо вписываться в новые реалии и искать пути выживания отрасли.
По данным Латвийской ассоциации рыбохозяйств, уже подано более 50 заявок на списание судов. По предварительным расчетам ассоциации, парк плавсредств в текущем и будущем годах сократится на четверть, предполагается, что уменьшатся убытки отрасли, существующей при кредитной поддержке уже несколько лет.
Рыбаки возлагают надежды на Европейский фонд поддержки рыбопереработчиков, который выделяет деньги как на списание судов, так и на дальнейшее развитие флота. Во всяком случае в государственном управлении рыбного хозяйства Латвии рассчитывают на 20 с лишним млн евро, которые фонд обещает латвийским рыбакам в течение двух ближайших лет.
Если учесть, что улов морской рыбы в 2003 году в Латвии едва приблизился к 100 тыс. тонн, что на треть меньше, чем в 2000-м, а из 130 перерабатывающих предприятий меньше 20 отвечают требованиям, предъявляемым к таким предприятиям в странах ЕС, то надежда на грядущие евровливания может стимулировать процесс адаптации к западному рынку.
|