Деловое образование в России не соответствует требованиям современного бизнеса, а руководство отечественных экономических вузов испытывает немалые сложности при выборе стратегии развития. Такая оценка прозвучала из уст специалистов, участвовавших во Всероссийской научно-практической конференции `Организация ХХI века: стратегические вызовы и конкурентные преимущества`
По мнению декана факультета менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета Валерия Катькало, сегодня вся идеология, на которой строятся деловые отношения, меняется коренным образом: `Если говорить о менеджменте ХХI века, речь идет о ломке представлений, которые еще 20-25 лет назад считались основой теории практики управления`, - утверждает он.
В то же время в нашей стране до сих пор продолжаются дискуссии о сути менеджмента. Сторонники одной точки зрения считают эту науку глобальной, другие настаивают на существовании особого российского пути.
- Идея российской модели менеджмента является отражением ортодоксального мышления, приверженцы которого по-прежнему рассматривают Россию как закрытую страну. Логика бизнеса говорит за то, что следует говорить на том языке и следовать тем правилам, которые используют их конкуренты и партнеры во всем мире, - полагает Валерий Катькало.
Принципиальные различия в подходах не идут на пользу образованию. В современной России существует около 400 школ бизнеса, предлагающих профессиональное и дополнительное образование в области управления. Однако явных лидеров, где предпочитают обучать своих сотрудников крупнейшие российские компании, - всего 5-6 в Москве и Петербурге.
Более того, по оценке специалистов, сегодня все российские школы бизнеса играют в другой, более низкой, лиге, по сравнению с зарубежными школами.
Конкуренция на международном уровне предусматривает обязательное наличие программ, полностью преподаваемых на английском языке. В России такие программы можно пересчитать по пальцам, и, естественно, в глазах большинства платежеспособных абитуриентов они проигрывают аналогичным предложениям американских и европейских конкурентов.
Кроме того, отечественные бизнес-школы пока обречены и на неравную борьбу с коммерческими структурами, которые предпочитают самостоятельно организовывать обучение своих сотрудников.
- В России бизнес-образование как бизнес еще не сбалансировано. Самые эффективные преподаватели и тренеры работают напрямую с бизнес-структурами. Чтобы привлечь их к себе, учебным заведениям необходимо компенсировать высокие заработки, которые они получают там как тренеры и консультанты, - говорит Роман Золотовицкий, директор Moreno-Institut Moscow-Heidelberg.
В такой ситуации перед руководством школ бизнеса, задумывающемся о развитии своего дела, неизбежно возникает вопрос: какому направлению отдать приоритет? Очевидно, что выбирать можно из двух путей: производить либо специалистов, либо знания - в виде консалтинговых услуг, к примеру.
Сегодня лишь немногие российские школы заняты `производством` знаний, однако есть основания полагать, что в дальнейшем их число будет расти.
- Именно по характеру продукта в дальнейшем будет проходить серьезная дифференциация российских школ бизнеса, - уверен Валерий Катькало.
Смена профиля может объясняться и особенностями российской деловой среды, подготовка специалистов для которой сопряжена со многими трудностями.
- Обучение организации и управлению в России вовсе не соответствует обучению бизнесу, поскольку предпринимательство требует, прежде всего, определенных деловых качеств, даже таланта, а система делового образования генерировать таланты не может. В лучшем случае она может отбирать и поддерживать способных, - считает Роман Золотовицкий.
|