Лидером среди операторов сотовой связи Северо-Запада РФ по-прежнему остается `МегаФон` (60% рынка), хотя в регионе заметно увеличилась доля МТС (35%). Остальное - доля услуг `ВымпелКома`, Tele2 и `СкайЛинка`
Как видите, расклад сил в 2004 году в целом практически не изменился. И по-прежнему стратегическим рынком для всех национальных операторов является Петербург. Правда, на нем наблюдается уже не столько конкуренция, сколько попытка раздела сфер влияния.
Компания `МегаФон` сохранил за собой статус самого надежного оператора связи в регионе, поэтому к нему тяготеют в первую очередь абоненты госсектора, крупных и средних предприятий. Именно поэтому `МегаФон` позволяет себе минимальный набор скидок, по сравнению с другими операторами.
Однако есть секторы, в которых обозначился передел клиентуры, и в ответ в `МегаФоне` были вынуждены пойти на ряд уступок в тарифных планах по карточкам. Дело в том, что после установления устойчивой связи в Петербурге и покрытия дачной зоны в Ленобласти заметная часть абонентов `МегаФона` ушла к `МТС`. Требовалось восстановить равновесие.
В остальных же сегментах рынок сотовой связи в 2004 году остается стабильным. `МТС` устойчиво удерживает клиентуру, кочующую между Петербургом и Москвой, в том числе дорожные организации города на Неве и Ленобласти. Ведь вдоль федеральных автомагистралей качество связи `МТС` не только не уступает `МегаФону`, но даже и несколько лучше (меньше `глухих` зон и участков неустойчивого приема сигнала).
Улучшилось качество связи `ВымпелКома` в Петербурге, что привлекает к нему дополнительных абонентов. Однако в ряде районов (например, в Невском) сотовый сигнал по-прежнему `плавает`. В результате сэкономить средства клиентам не всегда удается: льготы по тарифам `съедает` необходимость перезвонов. Однако в целом тарифные планы `ВымпелКома` достаточно привлекательные, чтобы вербовать себе сторонников.
Правда, в перспективе `ВымпелКом` грозит потеснить компания Tele2, которая закупает израильское оборудование RAD Data Communications для укрепления своих сетей. Однако это лишь отчасти позволит компенсировать недостаток мощности коммутаторов, из-за которого сеть Tele2 остается неполноценной. И потому должна еще долго оставаться самой дешевой.
Неразделенным на сферы влияния остается пока зона применения новых технологий, в том числе Wi-Fi доступ в Петербурге. В `МТС` долго обкатывали услугу на своем хот-споте в гостинице `Прибалтийская`, который открылся еще весной 2003 года в режиме тестовой эксплуатации. Однако весной 2004 года обещан запуск услуги в коммерческую эксплуатацию, и сеть зон доступа планируют расширять.
`ВымпелКом` и `ПетерСтар` заключили соглашение об организации Wi-Fi роуминга в Петербурге и Москве. Официальное начало предоставления услуги намечено на май 2004 года. Пользователи смогут подключаться к Интернету в Петербурге в точках доступа компании `ПетерСтар`, а в Москве - в хот-спотах `ВымпелКома`. При роуминге абоненты обеих компаний смогут оплатить сервис по картам `ПетерСтара` и `ВымпелКома`.
`ВымпелКом` совместно с компанией `Голден Телеком` ввел в Петербурге услугу Fixed-Mobile Convergence (FMC), которая также позволяет совместить услуги фиксированной и мобильной связи. Для пользователей FMC создается выделенная корпоративная сеть с единым планом и нумерацией для фиксированных и мобильных телефонов. Услуга может быть внедрена в существующие корпоративные сети, обслуживаемые оператором `Голден Телеком`.
Еще один сектор, в котором может в перспективе развернуться конкуренция, - услуги мобильного слежения для охраны автомобилей и их владельцев. Суть в стыковке сети GPS, базирующейся на американских спутниках Navstar и позволяющей определять координаты движущегося объекта, с сетями GSM. В середине 2003 года они были в основном в Москве. Теперь они предоставляются столичной компанией ЗАО `АСЦМ`. В Москве она сотрудничает с `МТС`, а в Петербурге - с `МегаФоном`.
Мониторинг движения осуществляется не только на территории России, но и в 15 странах ЕС благодаря сотрудничеству с итальянской фирмой Guard One. Подобные системы особенно востребованы зарубежными перевозчиками, чьи защитные сети `обрываются` при въезде в Россию (например, через границу с Финляндией). Аналогичную услугу пытается продвигать на российском рынке `МегаФон`, сотрудничая с ЗАО `Рэйс Коммуникейшн`.
Расширение возможностей мобильного Интернета пока что служит операторам скорее рекламой, чем рассматривается как серьезный источник дополнительной прибыли. Тем не менее в этой сфере есть подвижки. В частности, абоненты `МегаФона` за рубежом теперь имеют WAP-доступ. Международным въездным роумингом, предоставляемым `МегаФоном` по технологии Camel, смогли воспользоваться, например, клиенты датского оператора TDC Mobil A/S.
В заключение остается добавить, что общий оборот розничного рынка мобильной связи России в 2003 году оценивается в $2,3 млрд, причем около 80% оборотных средств - стоимость реализованных `мобильников` и аксессуаров к ним. В 2004-м намечено продать около 21,5 млн терминалов, что значительно расширит круг пользователей мобильных сетей. |